Найти тему
О прожитом и узнанном

Сериал «Склифосовский»: всего понемногу - о медицине, о столичной жизни, о любви, о семье… (Часть 1).

Решил поделиться своими впечатлениями от очередных серий сериала «Склифосовский». Впечатлениями москвича, впечатлениями пациента столичных больниц и поликлиник, и, естественно, впечатлениями кинозрителя, поскольку это хоть и сериал, но всё ж – кино.

Сразу же оговорюсь, что какие-то «сезоны» и серии «Склифосовского» я бессистемно смотрел несколько лет назад. Досмотрел до взрыва в операционной, в которой главный герой Брагин проводил операцию.

По некоторой своей наивности подумал даже, что на этом сериал и закончился, авторы убили «звезду» неотложной хирургии. Не учёл, что авторы взялись за разработку «золотой жилы». А кто ж подобные прииски бросает.

Не подумайте, что я противник этого сериала. После того, как на «втором» - канале «Россия» начали показ серий 6 сезона, я капитально «подсел» на него. Захватывает, несмотря на неприятие порой тех или иных моментов в увиденном. Так затянуло, что уже в интернете досмотрел до конца серии 8-го «сезона». Не сомневаюсь, что авторы выпустят и дальнейшее продолжение кинорассказа о судьбах героев. Не случайно прервали на полуслове. Но хотелось бы - исключительно для улучшения качества предлагаемого зрителям материала – сделать несколько замечаний. С позиций, заявленных автором в самом начале.

Начну с сюжетных линий, сценарных поворотов.

Прекрасно понимаю, что от количества серий, метража, длительности их показа напрямую зависит финансовое благополучие съёмочного коллектива, авторов, актёров, занятых в съёмках, но надуманный, искусственный ввод дополнительных сюжетных линий порой не идёт на пользу фильму, его восприятию. Приводит к тому, что многое напрочь забываешь, что было пару «сезонов» назад.

Складывается впечатление, что то или иное сценарное решение нужно было лишь для того, чтобы ввести в сюжет того или иного, как правило, заслуженного в своём актёрском прошлом человека, дать ему, грубо говоря, заработать. Не более того. И, естественно, наснимать ещё несколько серий. Чтобы заработать всем.

Наиболее откровенно это бросается в глаза, например, с вводом ещё и в 8-м сезоне в сюжет временно исполняющего обязанности зав. хирургическим отделением, в роли которого снялся Эммануил Виторган.

Дорогие авторы, побойтесь бога, мужику уже за 80, а вы предлагаете зрителю поверить в то, что вот такого, мало на что годного «специалиста» Минздрав назначает, по сути, кризисным менеджером, поручает ему разгребать какие-то надуманные чиновниками того же Минздрава «завалы» в работе отделения? А ему, как мне показалось по экранным кадрам, и двигаться, и говорить-то трудно.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Точно так же, на мой взгляд, сюжетная линия с опухолью в голове у матери (Татьяна Догилева) нейрохирурга Полякова (Гоша Куценко), придумана была напрасно. Хотя, надо признать, что в отличие от Виторгана, Догилева вполне убедительно сыграла свою роль. Но согласитесь, 54-летний сынуля

Из открытых источников.
Из открытых источников.

на фоне 64-летней мамы выглядит достаточно нелепо.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

А возраст того и другого ни актёры, ни постановщики с гримёрами не пытались скрыть. А зачем? Это ж - сериал.

Сценаристы придумали историю с возвращением на родину из Израиля бывшего любимого завотделением Павловой (Елена Яковлева) Геннадия Кривицкого. И не просто любимого, а жениха, 30 лет назад накануне свадьбы сбежавшего в Израиль.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Его роль, на мой взгляд, отлично сыграл Андрей Ильин. Тот самый, который когда-то был партнёром Яковлевой, а по фильму мужем, в сериале «Каменская». К их дуэту в этой сюжетной линии, думаю, придраться трудно, играют убедительно.

В связи с появлением в фильме нового героя, появляется и его экранный отец в исполнении Юрия Назарова.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Тоже, как обычно, играет замечательно. Но авторы уготовили ему роль этакого пародийно-анекдотичного «несгибаемого коммуниста», который в свой несгибаемости не принимает не только пришедший на просторы СССР капитализм, но и сына, когда-то уехавшего на «историческую родину». А заодно в течение многих лет не платит за квартиру, и не пускает в неё приехавшего сына.

Придумали сборища на этой квартире шаржированных местных «коммунистов», упёртых в своей «коммунистичности» до такой степени, что они регулярно собираются на квартире у Кривицкого по вечерам, чтобы поругать нынешние порядки и попеть старые песни. А в конце серий они якобы грабят квартиру Кривицкого и его отца.

Зачем придумали этот «коммунистический» анекдот, понятно: экранного времени прибавили, да и экранный анекдотец – в тренде нынешнего охаивания всего, связанного с упоминанием социалистического прошлого страны.

Непонятно другое: как такой «несгибаемый партиец с дореволюционным стажем», насквозь русопятый мужик мог оказаться отцом сына-еврея? С его-то идеалами, принципами, характером, как он мог жениться на той, чьи гены и характер унаследовал Геннадий Кривицкий, которому за 30 лет на бывшей родине всё стало чужим, о чём он сам говорит перед возвращением в Израиль? Но фамилия-то у сына отцова. Загадка, загаданная авторами.

Для сюжета такой поворот подходит, но в реальной жизни он необъясним. Хотя, чего не бывает…

Я прицепился к истории Кривицкого и его отца с «упёртыми товарищами» лишь потому, что с 2000-го знаю партийную жизнь нынешних членов КПРФ изнутри. Как тех, кто «наверху», так и тех, кто в первичках. А самого Юрия Назарова не раз видел на партийных трибунах во время демонстраций.

На тех демонстрациях попадались и явные неадекваты, но к партийцам они не имели никакого отношения.

Так что, авторы сериала своих «партийцев» у Булгакова в «Собачьем сердце» позаимствовали.

Непонятно, зачем понадобилось придумывать поездку в горы всем отделением на выходные. Причём, эту идею одобряет виторгановский и.о. завотделением - «для сплочения команды».

Понимаю, конечно, что съёмочной группе сериала такой выезд на природу – подарок, но каково подобное было бы в реальности? Это ж вам не в подмосковный пансионат поехать.

Итак, представим, как такое было бы в реальной жизни.

Сборы после работы каждого накануне вылета. С раннего утра выезд в аэропорт, регистрация, ожидание и два с половиной часа полёта в один конец. Поездка от аэропорта (там транспортные концы подлиннее, чем в столице). Разместились, поужинали и время спать. Кстати удобства для приехавших медиков таковы, что "по нужде" все должны ходить в ведро за дверью.

Утром встали, отправились в горы на пару часов и пора возвращаться на базу, готовиться к возвращению в Москву.

Любой летавший прекрасно может представить себе подобные «отдых» и «сплочение команды».

Но авторы решили: гулять, так гулять и добавили в сюжет землетрясение, сход лавины в горах. Откапывание засыпанных снегом и заваленных обломками здания и мебели коллег. Оказание помощи героине Яковлевой, сломавшей ногу, принятие всё тем же героическим Брагиным досрочных родов у Нины, блестяще сыгранной Анной Якуниной, (и она, беременная, решила малость полетать на самолётах). Самое оно в её положении.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

И всё, как говорится, в антисанитарных условиях. Круто…

Но не реалистично.

Правда, благодаря этой серии нашлась роль для Нины Усатовой. Она её сыграла, как всегда, замечательно.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Правда, я для себя неожиданно узнал, что в горах в прежние советские времена было много пионерских лагерей. А я-то, наивный, думал, что в основном в горах были туристические и горнолыжные базы. Представляю волнение родителей за детей в те времена – это ж горы. Те самые, про которые пел Владимир Высоцкий.

Не могу не вспомнить серию, в которой Брагин, который уже боролся со своей злокачественной опухолью мозга, перешёл в Центроспас и попал на пожар. Зачем ему, помимо Склифа поработавшему на «скорой помощи», понадобился Центроспас – вопрос к авторам.

Не стану распространяться о том, как он – это всенепременно – пошёл в горящее здание, хотя не имел права делать этого. Но он же - герой, а те же пожарные дружно борются в это время с машиной, перегородившей проезд. Хотя мне, как дилетанту, казалось, что часть их могла бы выводить людей из горящего здания.

Но вернёмся к пожару.

То, что показали на экране – это не пожар. Лёгкое возгорание, зачем-то понадобившееся авторам. Их я понимаю: для съёмок настоящего пожара ни средств не запланировано, ни каскадёров, ни специалистов. Это в «Экипаже»

Кадр из фильма "Экипаж" 2016г. Из открытых источников.
Кадр из фильма "Экипаж" 2016г. Из открытых источников.

или в «Тревожном воскресенье» с Виторганом в главной роли были пожары.

Кадр из фильма "Тревожное воскресенье". Из открытых источников.
Кадр из фильма "Тревожное воскресенье". Из открытых источников.

А здесь – жалкое зрелище. Зачем снимали – понятно и непонятно.

Ради показа первого дня главного героя на новой работе? Или всё для того же метража?

Кстати, как Брагин, будучи, по сути, тяжелобольным, полуинвалидом, попал на работу, на которой требуется, как говорят, «лошадиное здоровье». С ним-то всё ясно: ему захотелось. И то, что он не только собой рискует, но и теми, кому должен помогать, его не останавливает по воле авторов. Но разве не существует медицинская комиссия при приёме на такую работу? Или главное для авторов: если лепить героя, так уж лепить.

После этого серия с обвалом в шахте на юге России выглядит вполне уместной. Из неё хоть зрители узнаЮт, что такое шахтёрский труд, о том, какой бардак творится повсюду, и каковО приходится родным горняков в случае беды.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

После увиденного мне подумалось: души умерших либо погибших шахтёров должны всенепременно попадать в рай, что такое ад, они и при жизни узнали.

Подводя итог обсуждения в избытке придуманных сюжетных линий, замечу, что количество в данном случае, по моему мнению, идёт в ущерб качеству.

На этом я прервусь, поскольку некоторым читателям, опасаюсь, тяжело дочитать за раз столь объёмный материал, а читателей, как и пациентов, беречь надо.

А без объёма текста не обойтись – в сериале серий несравненно больше (по 16 в "сезоне"), а что-то пропустить – жалко.

Продолжу в следующий раз, тем более, продолжение готово.

Итак, ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.