Найти тему
Марина Ярдаева

Не стоит рыться в прошлом, как в кладовке

Интересное мнение написали в комментариях к утренней статье. О непростых взаимосвязях всего в этом мире, о том как может являть себя высшая справедливость в продолжении жизни разных поколений

"Если у человека есть наследственные квартиры, следовательно, его родственники трудились и зарабатывали эти квартиры. То есть, были не голытьба ленивая. Не тратили свои заработки на дорогое шмотьё или на ненужные вещи, а вкладывали в недвижимость. Всё в мире взаимосвязанно. И более справедливо, чем может показаться".

Взгляд интересный. Я, в общем, тоже всегда говорю о том, что мир сложный, но в данном случае не могу согласиться. Мне кажется, апеллирование к заслугам предков - довольно скользкий путь, даже спекулятивный.

Я вспомнила, что у меня выходила об этом колонка в "Свободной прессе". Правда, писала я ее в контексте полемики о необходимости всеобщего покаяния, реституции, люстрации и прочего, прочего. Я говорила тогда э о том, что идеи эти мне категорически не нравятся.

И это при том, что один мой прадед был раскулачен и сослан, другой арестован по доносу соседа и осужден как китайский шпион. Оба реабилитированы. Ни один из моих прямых предков не служил в НКВД. И тем не менее разговоры о покаянии, о различных компенсациях мне представляются конъюнктурными. Причем как со стороны «пострадавших», так и со стороны тех, «кто не может больше молчать, так уж за дедушку стыдно».

Не нравится мне все это по одной простой причине: за словами должны следовать поступки. Заслуг предков надо быть достойными, вину, если уж о ней говорится, хорошо бы хоть как-то загладить. А иначе получается какая-то показуха.

— Мой дедушка был палач, — и лепишь скорбное лицо. — Это больно, — добавляешь после драматической паузы. — Это страшно, — выдавливаешь скупую слезу. — Это невыносимо.

И вот ты уже вроде как молодец, явил миру смелость необычайную, проявил, так сказать, гражданское мужество. Интеллигентствующая публика в восхищении.

Вот только сделал-то ты чего, а?

Приличные люди, понятно, такие вопросы задавать не будут. Довольно же и нравственного страдания! Зато вопросы такие охотно подхватывает народ. И так поворачивает, что не сказать, чтоб его это красило. Увы.

— А квартирка-то, дедушкой реквизированная, с потолками высоченными теперь где? — кривятся наблюдатели. — А с резным буфетом чего? Вот из-за таких вот избалованных внучат и живём так хреново.

Ну а дальше все переходит в совсем уж похабнейшую ругань с завистливыми требованиями реституции и нечаянными признаниями в собственной несостоятельности.

— Не раскулачили если бы деда, не отобрали бы дома-мельницы, не я бы сейчас в хрущевке загибался, а такие вот, — проговаривается кто-нибудь возмущенно и зло.

Вот только какое, казалось бы, ты к заработанному дедом отношение имеешь? Предок, поди, тоже не в лучшем из миров добро наживал, тоже, поди, было кому позавидовать, на кого озлиться. И, казалось бы, чего бы дедову примеру не последовать — вместо того, чтоб жаловаться, начать уже что-то делать.

Но где там? Тут же начинаются разглагольствования про то, что все уже украдено до нас, про то, что лифты социальные все к чертям переломаны, про то, что честному человеку да не в жизнь не заработать… Ещё про вклады сгоревшие обязательно вспоминают (да, у моих родителей тоже сгорели).

И все, вроде, правда, и мир несправедлив. Но! Это же и есть та реальность, с которой надо что-нибудь делать. Да — разрушено все, да — руки опускаются, но пытаться-то надо. Потому что это наше настоящее. Похерим его окончательно, и будущего не будет. Оно и сейчас не просматривается.

Знаете, так в некоторых семьях бывает: дети выросли, все возможности профукали, ничего не добились, и, отчаявшись добиться, давай с родней грызться за наследство — громко, гадко и пошло.

Вот наше общество тоже рискует окончательно превратиться в такую растерзанную распрями семью. Мы профукали все что можно, боимся заглянуть в будущее и оттого с надеждой заглядываем в прошлое. Точно прошлое - это какая-то кладовка. И едва ли мы отдаем себе отчет в том, что надежда наша все больше напоминает расчет — расчет самого пошлого, потребительского толка. Не завалялось ли, мол, чего? Хоть что-нибудь бы да ухватить. Хоть дедову заслугу, а хоть и дедову вину. Все сгодится. Все в ход.

Но ведь за себя надо отвечать, не за ушедших. Самим надо что-то из себя представлять.

#прошлое и настоящее

#общество

#психология