Найти в Дзене

Некоторые факты из жизни двух великих композиторов

1 января 1888 год. В доме профессора Лейпцигской консерватории Адольфа Бродского за обеденным столом рядом сидят сразу три известных на всю Европу композитора: Иоганнес Брамс, Петр Ильич Чайковский и Эдвард Григ.   С этого дня начинается ни только Новый Год в России, но и история замечательной дружбы двух великих музыкантов.   Произведения Эдварда Грига были тогда уже широко известны в Российской Империи: с 1876 года они исполнялись в концертах Русского Музыкального Общества, и Петр Ильич Чайковский, внимательно следивший за развитием музыки, хорошо их знал и ценил. Два композитора во многом были похожи: своей любовью к родной природе и быту, национальным музыкальным традициям и лирике.   До нас дошли только семь телеграмм, все были написаны в 1888 году на немецком языке. Композиторы обменивались впечатлениями о музыке друг друга, посещенных концертах и собственных выступлениях, даже пересылали партитуры произведений. По этим письмам можно проследить, как крепла их дружба, основанная н

1 января 1888 год. В доме профессора Лейпцигской консерватории Адольфа Бродского за обеденным столом рядом сидят сразу три известных на всю Европу композитора: Иоганнес Брамс, Петр Ильич Чайковский и Эдвард Григ. 

 С этого дня начинается ни только Новый Год в России, но и история замечательной дружбы двух великих музыкантов. 

 Произведения Эдварда Грига были тогда уже широко известны в Российской Империи: с 1876 года они исполнялись в концертах Русского Музыкального Общества, и Петр Ильич Чайковский, внимательно следивший за развитием музыки, хорошо их знал и ценил. Два композитора во многом были похожи: своей любовью к родной природе и быту, национальным музыкальным традициям и лирике. 

 До нас дошли только семь телеграмм, все были написаны в 1888 году на немецком языке. Композиторы обменивались впечатлениями о музыке друг друга, посещенных концертах и собственных выступлениях, даже пересылали партитуры произведений. По этим письмам можно проследить, как крепла их дружба, основанная на взаимопонимании и уважении. 

 

 Сейчас в библиотеке Чайковского в городе Клин хранятся некоторые произведения Эдварда Грига: концертная увертюра «Im Herbst» («Осенью») ор. 11; струнный квартет g-moll, op. 27; две элегических мелодий для струнного оркестра ор. 34; третья соната для скрипки с фортепиано e-moll, ор. 45; первая оркестровая сюита «Пер Гюнт» ор. 46. 

 На большинстве партитур есть надписи с пожеланиями скорой встречи. 

 

 

«Когда я увижу Вас, мой милый, добрый друг? Будем надеяться, что мне еще много раз представится счастье повидать Вас и Вашу неоцененную супругу. Я никогда не забуду чудесные лейпцигские дни, когда мы были [все] вместе!» 

Из письма П. И. Чайковского, 24 апреля (6 мая) 1888 г. 

 

 

«Правда ли, что Вы, может быть, в августе будете в Бирмингаме? Это было бы замечательно! Во всяком случае, мы должны повидаться, — где бы то ни было: в России, в Норвегии или еще где-нибудь! Родственные души ведь не растут на деревьях!» 

Из письма Эдварда Грига, 26 мая 1888 г. 

 

 

 Эдварду Григу была посвящена увертюра-фантазия по трагедии Шекспира. И норвежский композитор не оставил это без внимания: 

«Дорогой маэстро и друг! 

 Как дитя радуюсь я увертюре к «Гамлету». Сердечная благодарность за посвящение! 

Из письма Эдварда Грига, 27 сентября 1888 г. 

 

 Забавный случай произошел с композиторами в январе 1888 года в Лейпциге, о нем Чайковский сам написал в «Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году»: 

 «Во все время концерта я сидел на виду у публики на эстраде, имея соседями Грига и его жену. Симпатичный критик Фритше рассказывал мне впоследствии, что он слышал, как одна дама, указывая своей дочери на меня и на супругов Григов, сказала ей: «Вот смотри, душенька, это сидит Чайковский, а рядом с ним его дети». 

 

В июне 1893 года Григ должен был получить почетную 

докторскую степень Кембриджского университета вместе с Чайковским (он был первым из русских композиторов удостоенный этого почётного звания), но не смог присутствовать на церемонии из-за болезни. В Англию Эдвард Григ отправиться только в 1894 году, уже после смерти своего друга и единомышленника. 

 

Даша Корж 

Иллюстрация Валерия Волкова