Идея поехать с семьей в путешествие поездом именно в новогоднюю ночь возникла давно. Но были и сомнения – ехать ли вообще и куда именно. В итоге выбор пал на Карелию. Веселье, лабрадор с котами, новогодний вагон-ресторан, беспокойные соседи и красивые паровозы – все это ожидало нас в поездке.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Самый медленный и самый дешевый
Одной из причин выбора в пользу Петрозаводска стала возможность посещения вотчины Талви Укко – карельского Деда Мороза. От столицы республики это менее получаса на машине, но можно выйти и на станции Чална – резиденция «Зимнего Деда» (дословный перевод с карельского) находится на окраине одноименного посёлка.
Еще одним аргументом в пользу поездки именно в новогоднюю ночь стал семейный тариф, действие которого истекало 31 декабря. По полному тарифу для взрослых и детскому для дочери билеты на троих нам обошлись бы в 5055,7 ₽. А по семейному мы отдали 3532,5 ₽. То есть, экономия составила ровно 30%.
Мы выбрали поезд №160 Москва – Петрозаводск. Он самый медленный на маршруте – идет примерно 19,5 часов туда и 20,5 часов – обратно, но с заходом в Петербург, Выборг и Сортавалу. Этот маршрут гораздо интереснее, а цена билетов ниже в полтора-два раза. Купейные места на новогоднюю ночь из Москвы были раскуплены практически полностью еще дней за десять. Плацкартные билеты расходились медленнее, но, по словам проводников, многие из них ушли 31-го числа, то есть, за считанные часы до отправления.
В 18:45 отправились, прибытие по расписанию – в 14:10.
И в Петрозаводск, и в Рускеалу
Особенность этого поезда в том, что он – двухгруппный (часть вагонов – до Петрозаводска, часть – до Горного парка Рускеала).
При этом основная группа до карельской столицы обслуживалась Федеральной пассажирской компанией (ФПК), а рускеальская – Дирекцией скоростного сообщения РЖД (ДОСС). При этом в вагонах ДОССа семейный тариф почему-то не работал. Почему – непонятно, ведь многие едут в Рускеалу с детьми, особенно на каникулах.
Группа ФПК в стандартном РЖДшном окрасе представляла собой пять купейных вагонов, в том числе четыре тверских трансформера, включая штаб и один еще более ранний вагон с белыми пластиковыми стенками, где туалет био, но не вакуумный, что сразу ощущается по характерному запашку. Плацкарты были гораздо новее – все тверские с туалетами со стороны нерабочего тамбура.
Группа ДОСС оказалась более пестрой во всех отношениях: по два купейных и плацкартных вагона в фирменной синей ливрее «Рускеальского экспресса» были разбавлены рестораном и восьмиместным «люксом» в стандартном серо-красном окрасе РЖД.
Веселые соседи, хорошие друзья
Как мы выяснили у поездной бригады, ни линейный наряд транспортной полиции, ни даже чоповцы нас не сопровождали. Осенью частная охрана еще ходила по составу, потом ее почему-то сняли, хотя направление туристическое, если угодно – имиджевое. И отсутствие «силового прикрытия», безусловно, априори расслабляло тех, кто собирался оторваться по полной.
А новогодняя ночь действительно обещала быть бурной: сразу в трех купе нашего вагона ехала веселая компания с детьми, лабрадором Лаки и большой акустической колонкой на автономном питании, которую я сначала принял за чемодан. Почти сразу они начали наряжаться в новогоднее, включая Деда Мороза и Снегурочку. Потом выяснилось, что часть билетов у них была в соседний плацкартный вагон – так они и курсировали полночи, поочередно то тут, то там разбавляя монотонность полусонного окружения.
К слову, дети в этой компашке (в возрасте этак от старшего дошкольного до младшего школьного) оказались на редкость тихими и спокойными – их загнали в отдельное купе, где они предавались тихим играм на планшете. Исключением стал мальчик чуть постарше, лет десяти-одиннадцати, который чуть позднее переоделся Дедом Морозом и ходил по вагону, чтобы поздравить всех пассажиров с Новым Годом и раздать сладости маленьким путешественникам. Это выглядело весьма мило.
Приятно было детям получить сладкий гостинец и от РЖД, который каждому дала проводница – весьма милая и приветливая женщина средних лет. Правда, подарочек полагался лишь детям в возрасте до десяти лет.
Скучный вагон-ресторан
С точки зрения норм и правил поездка в новогоднюю ночь ничем не отличается от обычной, поэтому «употреблять» можно было исключительно в вагоне-ресторане. К слову, мы с супругой там побывали в 20:00. Новогодняя атмосфера чувствовалась в поздравлениях на дверях, аксессуарах в экипировке персонала и некоторых его посетителей. На столах стояли светильники, стилизованные под свечи, в окружении еловых веточек-веночков. «Специальное» новогоднее меню, в частности, включало в себя пасту с какими-то морскими гадами, нетленные «оливье» с «шубой» и некоторое винное разнообразие.
По случаю Нового года здесь все-таки отступили от правил и продлили работу до 3:00 при том, что обычно вагон-ресторан закрывался уже в час ночи. А на вопрос, во сколько открываетесь утром, официант изменился в лице и упавшим голосом ответил, что в 7:00. Но это давало шанс поклевать что-нибудь на завтрак или просто «поправить здоровье» пассажирам петрозаводской группы, ибо в 8:19 поезд прибывал в Сортавалу, где «рускеальский» вагон-ресторан отцепляли от основного состава.
За 3,5 часа до наступления 2022 года в вагоне-ресторане было подозрительно пустовато. В ходе вторичной вылазки туда после 23:00 я застал практически такую же картину: «фоновые» немногочисленные посетители, коих хватает и в обычные дни. Никаких салютов из пробок, радостных криков и возгласов, песен и плясок. Телевизора тоже не было.
Цирк и зоопарк в одном вагоне
Зато с каждым часом все веселее становилось в нашем и соседнем плацкартных вагонах. Никакой конспирации с распитием крепких спиртных из стаканов с подстаканниками под видом чая, никаких закрытых дверей – провожала уходящий год та самая компания торжественно, широко и открыто, как в старое доброе время.
В какой-то момент оставшийся без присмотра лабрадор, забежав к нам в купе, поприветствовал и поздравил всех, кого там застал – по-своему, по-собачьи – от души облизнув каждого. На остановках хозяева с друзьями брали псину с собой «покурить». И на платформах они тоже заставляли обращать на себя внимание, ибо их появление там сопровождалось шумными фотосессиями, криками, восклицаниями и прочими звуковыми эффектами.
Сама новогодняя полночь наступила, когда поезд мчался где-то между Бологим и Малой Вишерой. И даже если у вас не работал интернет и не было часов, куранты вполне могла бы заменить все та же компания, громогласно возвестившая о наступлении 2022 года в точное время.
Мы же скромно и тихо присели в купе, украсили стол елочной веткой с дождиком, а окно – гирляндой. Дочка заснула примерно за полчаса до полуночи, а взрослые, опрокинув без фанатизма по маленькой, улеглись еще до наступления второго часа нового года. И никакие шумные гуляки уже не могли этому помешать.
160-й – поезд контрастов
По агентурным сведениям, успокоилась эта развеселая публика только после Петербурга, то есть, в третьем часу ночи. Кто-то там из них хотел даже успеть погулять по городу, и это при 12-минутной стоянке на Ладожском вокзале!
Та же агентура шепнула, что в северной столице буквально выгрузили на платформу четырех плацкартников петрозаводской группы. Нет-нет, в отличие от наших соседей они не зажигали, а просто тихо бухали у себя при тусклом свете дежурного освещения, но, видимо, не рассчитали силы.
Проводники за глаза называли свой 160-й поезд «троллейбусом». Как я понял, они имели в виду все-таки «трамвай», правда, не в классическом понимании. Ибо здесь пассажиры не сменялись, а просто многие выходили раньше конечной станции – в Петербурге, Выборге и Сортавале. Подчеркну: в первых двух городах остановки были ночными, но, как пояснили проводники, у тех, кто принимал решение о поездке в последние дни и часы, альтернативы просто не оставалось. Интересно, каково это – выйти в два или четыре часа новогодней ночи с поезда и оказаться посреди морозного северного города?
А поутру они проснулись…
Та группа шумных товарищей, как выяснилось, собиралась ехать до Петрозаводска, чтобы потом оттуда добираться на такси в Сортавалу. О том, что поезд проходит через эту станцию, они узнали только в пути! Так что по утру вышли и они.
В столицу Карелии на весь наш вагон прибыло всего-то восемь пассажиров, в том числе двое «диссидентов» из той компании. Одно из ранее занимаемых ими купе, дверь в которое они заботливо оставили открытой для удобства проводницы, представляло собой шокирующее зрелище. Пакеты с мусором стояли прямо на полке-диване, оттуда торчали пустые бутылки из-под алкоголя (проводница, олимпийское спокойствие которой просто изумляло, потом их насчитала восемь). Пол был усеян остатками чипсов и заляпан какими-то пятнами.
Ау, Талви Укко!
От Выборга шли под тепловозом, в вагоне характерно попахивало дымком – отопление на этом участке работало на угле. Поезд, словно невесть откуда-то появившаяся зимой змея, лениво петлял по неэлектрифицированной однопутке. За окном нехотя занимался поздний карельский рассвет, проносились редкие полустаночки и елки в треугольных платьях.
Мобильная связь отсутствовала от слова «совсем» и не отвлекала от пейзажа за окном. Лес казался каким-то сказочным и, чудилось, что вот-вот оттуда вынырнет на своей оленьей упряжке сам Талви Укко. Но карельского Деда Мороза и северных оленей мы увидели на следующий день, побывав в его резиденции.
Подогрели, обобрали
Обратная дорога у нас была тем же поездом, правда, в другом вагоне, но с той же замечательной проводницей (начальник поезда сменился, мы его вообще не видели). Яркое впечатление оставило прибытие «Рускеальского экспресса» под паровозом в ярко расцвеченную Сортавалу, где он вливался в наш состав.
А вот посещение вагона-ресторана уже после полуночного Выборга оставило неприятный осадок. Выбрал себе банальную треску под майонезом с картошечкой, а принесли что-то такое по-столовски разогретое в микроволновке, причем разогретое плохо. Был вынужден выразить свое искреннее недоумение официантке, которая извинилась, ушла, а потом быстро вернулась с «компенсационным» чизкейком. Ну, ладно, пусть так.
По дороге из ресторана обратно в купе мною был встречен сбежавший от хозяйки, но быстро пойманный другими пассажирами кот. А в нашем вагоне его соплеменник счел необходимым пометить территорию, что, по понятным причинам, сразу стало известно всем здешним пассажирам. Словом, беспокойные, хлопотные рейсы достались нашей проводнице что туда, что обратно.
Пора было на боковую, утром – Москва…
По информации от РЖД, в новогоднюю ночь было перевезено около 55 тысяч пассажиров в 450 поездах. И это без учета альтернативных перевозчиков, самим крупным из которых является «Гранд Сервис Экспресс».
Алексей МУРАТ
Чтобы не пропускать тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.