Найти тему
Загадки Сибири

Как Дягилева и Башлачев посылали друг другу "признания" в песнях

Привет, друзья! Яна Дягилева и Александр Башлачев – два гениальных поэта и одни из самых ярких представителей русского рока. Их судьбы - до сих пор являются загадкой для исследователей!

Многие, кто знал этих людей, отмечают, что несмотря на нечастые встречи, их связывает нечто большее, чем просто дружеские отношения. При этом наиболее откровенно и искренне о своих чувствах друг другу они рассказали в своих песнях.

Это был своеобразный код, которым обменялись два поэта. Наверняка они друг друга поняли. А вы, уважаемые читатели, догадались, что это были за песни?..

Александр Башлачев и Яна Дягилева
Александр Башлачев и Яна Дягилева

...Они были похожи. Ритмичной манерой исполнения и невероятной экспрессией в каждой песне. Яркими образами-символами, которыми наполнены их произведения. А также – несвоевременным, ранним уходом из жизни. Башлачев – в 27, Янка – в 24.

Познакомились Сашбаш и Янка в 1985 году во время первых «гастролей» Башлачева в Новосибирске. Янка пришла на его концерт-квартирник, и была в совершенно потрясена его творчеством.

Анна Волкова, близкая подруга Янки, так описывает их знакомство: «Он (Башлачев) вроде бы ни с кем особо не общался, а она подошла, что-то ему сказала, типа: «Хочешь, я тебе лисичку нарисую?» Он говорит: «Хочу».

«Она нарисовала ему лисичку, и как-то там завязала разговор. Они с ним достаточно долго говорили». Потом он уехал.

Затем Башлачев побывал в Новосибирске через год – в начале 1987 года. В этот раз они с Яной общались и гуляли гораздо дольше – несколько дней.

Янка с Валерием Рожковым, 1987 г.
Янка с Валерием Рожковым, 1987 г.

По воспоминаниям людей, хорошо знавших их обоих, в то время «Башлачев находился в сильной депрессии, и Янка как-то помогала ему справиться с этим состоянием».

«С Янкой они дружили, общались, Саша дарил ей свои записи, черновики неисполненных песен. Уезжая, оставил Янке свои легендарные колокольчики». Эти колокольчики он, не снимая, носил на груди, и звон их можно услышать на записях многих песен Башлачева.

Они «красной нитью» проходят через все его творчество. Их образ тесно связан с сердцем, натянутыми нервами и душой музыканта. Поэтому, подарив фенечку с колокольчиками, Башлачев как бы символически передал Янке свою душу.

Это подтверждает и песня «Случай в Сибири», написанная Башлачевым между двумя его визитами в Новосибирск. В ней он подробно описал свой первый концерт в этом город.

Башлачев  на концерте-квартирнике в Новосибирске в 1985 году, где он познакомился с Янкой
Башлачев на концерте-квартирнике в Новосибирске в 1985 году, где он познакомился с Янкой

Также в этом произведении Башлачев максимально ярко, используя множество метафор и других выразительных средств, раскрыл образ своих «внутренних» колокольчиков:

«Когда пою, когда дышу, любви меняю кольца, //Я на груди своей ношу три звонких колокольца. //Они ведут меня вперед и ведают дорожку. //Сработал их под Новый Год знакомый мастер Прошка.

Пока влюблен, пока пою и пачкаю бумагу, //Я слышу звон. На том стою. А там глядишь — и лягу. //Бог даст — на том и лягу.»

Эта песня стала своеобразным манифестом Башлачева, наиболее полно и ясно выражающим его отношение к жизни и к людям. И в ней нашлось место Янке:

«Проснись. Да хорошо встряхнись. Да так, чтоб зазвенело. //Зачем живешь? Не сладко жить. И колбаса плохая. //Да разве можно не любить? //Вот эту бабу не любить, когда она — такая!»

Об этом и не сказано прямо, но эти слова именно о Яне, с которой Башлачев познакомился на том концерте. И одновременно — это образ России, в которую поэт безнадежно и безответно влюблен. В песне образы Янки и России сливаются в один — единственный любимый.

Янка Дягилева во время концерта, 1990 г.
Янка Дягилева во время концерта, 1990 г.

Возможно, второй приезд Башлачева в Новосибирск был продиктован внутренней потребностью передать колокольчики Янке. Он уже тогда был в депрессии. И, возможно, предчувствовал свой конец, который наступил через год.

Груз, который он нес в своей душе, давил его. Башлачев не справлялся. Ему требовалось передать кому-то все то, что в его душе накопилось – мучительного и прекрасного... Ни кому, кроме Янки, этот груз доверить не мог. Также как никто, кроме нее, не смог бы его принять…

Янка, так же как Башлачев, ответила ему стихами и музыкой . В песне «По трамвайным рельсам», написанной в 1988 году, есть строчка: «Ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах». Так в песне лирический герой Янки – молодая девушка – обращается к своему спутнику.

Янка на фоне ТЭЦ
Янка на фоне ТЭЦ

Исследователи творчества Дягилевой считают, что эта строчка посвящена Башлачеву. Он возносится на небо, а с земли остаются видны только его подошвы.

Гениальный образ, через который Янка призналась и в своем преклонении перед Башлачевым, как перед Святым, и в своей любви к нему.

Языком панк-рока, оказывается, можно было выразить такие же глубокие чувства, как и языком Пушкина.

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.