Найти тему
Исторические сражения

Уникальный пират из дворян, сбежавший от жены в море

Он променял хорошее образование и стабильный доход с плантаций на авантюрные приключения и постоянный страх быть повешенным. И все из-за жены...

Пиратские капитаны, при всей своей суровости, никак не считались ровней капитанам флотским. Хотя бы потому, что занимали выборную должность и не имели той полноты власти, что доставалась их военно-морским коллегам. Собственно, почти всегда капитан командовал только в бою или во время погони. Так сказать, исключительно в боевой обстановке. А вот решать, куда двигаться после боя, или распоряжаться во время похода он не мог. Куда идти обычно решали члены команды на общем голосовании. Как и выбирать, пытаться ли захватить какой-нибудь приз или отпустить его восвояси. Ну и во время похода старшим считался штурман. Словом, пиратские команды представляли собой скорее ранние акционерные общества, а не войсковую часть. И в этой среде всплывали, случалось, совсем уж неподходящие для столь беспокойного ремесла люди. Такие, как Стид Боннет.

Данных о нем немного. Известно доподлинно: он существовал на самом деле. Произошел из среды, которая поставила береговому братству не так уж много кадров – из чистейшего дворянства. Тем не менее Стиду Боннету в свое время посчастливилось взойти на эшафот именно за пиратские проделки. Осудили по одному эпизоду. Во втором капитан Боннет признался сам, в надежде на снисхождение. Еще как минимум семнадцать разбирать не стали – хватило того, что успели рассмотреть. Хотя все материалы необходимые были собраны.

"Royal James" - корабль Стида. Художник: Tony Bryan
"Royal James" - корабль Стида. Художник: Tony Bryan

Будущий капитан родился в 1688 году в Бриджтауне, что на Барбадосе. Не в сильно богатой семье, но вполне зажиточной. Ребенка даже отправили учиться праву. Что в свое время означало еще и совершенствование в богословии. Так что образование Стиду досталось неплохое. Как и наследство – к 25 годам он стал обладателем небольшой плантации. Вполне рентабельной, позволявшей вести праздную жизнь колониального бездельника. А тут его еще и майором милиции сделали. Словом, почет и уважение в отдельно взятой провинции. Увы. На свою беду Боннет обзавелся семьей.

С женой как-то не заладилось. Дама оказалась с непростым характером и через пару лет счастливый муж был готов бежать хоть к черту на рога – только бы в мужской компании. В итоге он приобрел шлюп, набрал на него команду, назначил себя капитаном и ушел в море, в котором до той поры ни разу и не бывал. В надежде быстро и скоро разбогатеть. Любопытный штрих: из дома Стид Боннет забрал все книги и зеркала. Чтобы оборудовать себе каюту так, как подобает человеку его уровня.

Размеренная жизнь плантатора на одном из карибских островов в XVIII - начале XIX вв. Художник: James Hakewill
Размеренная жизнь плантатора на одном из карибских островов в XVIII - начале XIX вв. Художник: James Hakewill

Надо сказать, что сильно удачливым пиратом Боннет не стал. Позднее, на суде, он заявит, что команда помыкала им и он страдал из-за своей мягкотелости, став под нажимом матросни пиратским вожаком. В то же время есть сведения, что Боннет не был паинькой. И что команда его слушалась. По крайней мере известно, что двух членов команды он выпорол – такое наказание часто применялось на регулярных флотах. Но у пиратов такое решение могло стоить и должности, и головы. Но Стиду все сошло с рук. Значит, он имел нешуточную власть над этим буйным братством. Еще ему приписывают любовь к организации прогулок по доске. Но так ли это на самом деле – с этим исследователи не определились.

И все же как моряк господин Стид Боннет был никудышный. В море важные решения принимал не он, а его штурман. И, судя по всему, команда своего капитана считала несчастливым. Потому что все захваченные призы оказались мелочью, а крупная добыча часто уходила от них по вине нерешительности капитана. Так что недовольство вожаком в команде постоянно теплилось. До тех пор, пока Боннет не встретился с Тичем.

1718 год, последний бой Стида Боннета. Художник: Tony Bryan
1718 год, последний бой Стида Боннета. Художник: Tony Bryan

Встреча произошла после того, как Боннет с трудом отбился от испанского военного шлюпа (капитан получил серьезное ранение). И создался кратковременный пиратский союз, в котором Тич считался безоговорочным лидером. Боннет же играл роль свадебного генерала – прохаживался по мостику в халате и попивал кофе. В любом случае в этот период команда Боннета неплохо заработала. Пока не объявили о возможности амнистии. И Боннет был откомандирован к местному губернатору, чтобы добиться помилования и себе, и Тичу.

Посланник со своей миссией справился. Но, вернувшись с помилованием к точке встречи, он обнаружил, что Тич изрядно облегчил его шлюп на предмет припасов, переманил часть команды к себе, а всю общую добычу попросту присвоил, удрав со всем совместно нажитым. И Боннет, имея прощение в кармане, снова стал пиратом. То ли решив наверстать упущенное, то ли под давлением команды. В любом случае запасов пищи и воды у них имелось в обрез. Да и такелаж поизносился. А резервные снасти уволок Тич.

Ради безопасности Боннет переименовал и свой корабль, и самого себя. Но это ему не особо помогло. Довольно скоро британцы застанут его во время кренгования и атакуют. Будет долгая и жаркая драка. Но пираты сдадутся. Хотя численно они превосходили атакующих англичан.

Казнь пиратов через повешение. Художник: Giuseppe Rava
Казнь пиратов через повешение. Художник: Giuseppe Rava

Адмиралтейский суд приговорит почти всех пленников к смертной казни. Всех их повесят в два захода, но Боннет сумеет бежать. Правда, уйдет недалеко – не сможет в украденном каноэ пробиться сквозь встречный ветер. И его возьмут на острове, организовав прочесывание. Потом снова будут судить и повесят в декабре 1718 года. Боннет успеет подать почти полтора десятка прошений о помиловании, но ни одно из них губернатор не удовлетворит. Хотя общественность, особенно женская ее половина, окажется на стороне капитана Боннета. Даже волнения произойдут, чуть ли не бунт. Пирату это не поможет.

Из материалов суда сохранилась заключительная речь судьи. Настолько красочная и яркая, что Дефо ее приведет в своей "Всемирной истории пиратства" целиком. И это будет лучшее, что останется человечеству от капитана Стида Боннета.

× Поддержите нас в телеграме: @battlez

И не забывайте подписываться на канал, а также ставить "пальцы вверх" - это очень важно!