Всю жизнь слышу про то, что Москва - это не Россия, все у нас лучше и подано на блюдечке с голубой каемочкой. Москвичи практически родились с «серебряной ложкой во рту». Не буду отрицать, преимущества жизни в Москве, конечно, существуют. Однако, читая блоги нескольких людей, переехавших из города в пригород в других регионах, я вижу разницу. И она не в пользу москвичей.
Если вы живете в регионе, выбрали загородную жизнь и не согласны с моими выводами, поправьте меня.
Расстояния
В регионах очень часто люди живут в домах, расположенных в 5, 10, 15 километрах от города. Тридцать уже может считаться далеко. Многие живут в домах, расположенных в городской черте.
По московским меркам 50 км - это недалеко. Больше 100 - уже далековато, зато участки дешевле и можно найти уголки, где леса, поля и реки вокруг. Как на фотографии выше. Дом идеальный для меня, участок большой, просторы вокруг, соседей немного, но если ты привязан к Москве и регулярно нужно ездить в город - слишком далеко.
Конечно, и в Москве есть дома в 5 километрах, 10, и в 15 километрах. Но там один участок будет стоить, как небольшая квартира в черте города и другие минусы найдутся.
Плотность застройки
Одна моя подруга живёт в частном доме в небольшом городе, расположенном далеко от Москвы. Дорогу перешёл - вот тебе лес почти нехоженный, 10 минут на велосипеде - озеро безлюдное. С одной стороны поле, с другой деревенская улица, которая приводит к 5-этажкам. Их окраина выглядит так, как обычная деревня.
У родителей дом примерно в 20 км от МКАД (от города чуть ближе). Когда выбирали участок, земля стоила дешевле, и вокруг было два больших поля. Сейчас оба поля застроены домами. Хорошо, что обычными частными. Заходишь в лес и там вместо обычных тропинок сейчас трассы для квадроциклов и баги. Иной раз и дорога сухая, но идти неуютно, уж больно они шумные.
Друзья живут дальше от МКАД (около 40 км), вплотную к их деревне начали строить жилой микрорайон. В новостройках по 9-12 этажей. Забор уже не спасет, если на тебя смотрят с такой высоты.
Дорожный фактор
Когда я еду на дачу, в гости за город или к родителям вижу, что вдоль всех шоссе то с одной, то с другой стороны появляются микрогорода в лесу, микрорайны у озера и так далее... Кто-то купил дом в тупиковом поселке, а вот уже за этим поселком появился городок таунхаусов. Дорога стала не тупиковой, а значит появился шум проезжающих мимо машин, да и на велосипедах детей уже так спокойно не отпустишь, как раньше.
Или шоссе расширили и вместо тишины приходится слушать фоновый гул из-за леса. Точнее, привыкаешь к тому, что он есть.
На нашу дачу когда-то был съезд с основного шоссе. 5 километров - и ты у дома. Дорога быстрая и легкая. Но в 2000-е рядом с этим съездом построили закрытый коттеджный поселок, а на въезде и выезде поставили шлагбаум и охрану. И все, нет проезда, с тех пор приходится выезжать в другую сторону и делать крюк еще в 5 километров. У других съездов поселки не строили, их просто закрыли при расширении шоссе, чтобы выезжающие не создавали заторы.
Небольшой, вроде, но становится существенным, если где-то происходит авария. Это не единственный пример. Мой знакомый, чтобы не делать крюк по дороге на работу, договорился с управляющими такого «поселка на пути» и получил пропуск. Это экономит ему до часа ежедневно.
Пробки
Знаю, что Москва - не единственный миллионник и во время путешествий мне приходилось стоять в пробках даже в небольших городах. Где-то дорогу чинят, где-то светофоров много, где-то просто плохо организованы съезды и выезды, а мимо проходит федеральная трасса. Мой двоюродный брат переехал из Санкт-Петербурга в коттеджный поселок в Ленинградской области и тоже рассказывал про пробки. Все дело в масштабе!
Только от москвичей я слышала: «Дорога заняла 1,5 часа вместо обычных 4-х» про поездку на дачу! И поверьте, лишние 2,5 часа были проведены на выезде из города, а не равномерно рассредоточены на сотню километров. За 4 часа можно доехать до интересного города посмотреть достопримечательности, а где-то и до государственной границы. У нас же, если не повезет, 4 часа совсем недавно можно было провести на выезде на шоссе, когда освобождают дорогу для прилетевших на официальное мероприятие или улетающих на него.
Никогда у меня так быстро не получалось доехать до дачи, как весной 2020 года. Но с тех пор все уже вернулось на круги своя.
Школы и детские сады
Переехав в тот самый город на окраине из Москвы, мои друзья не испытали никаких проблем с тем, куда водить ребенка. Обычный город, обычная школа. В публикациях у переехавших из неМосквы в пригород, я читала, что многие даже школу не меняют. 10 минут пешком сменились 20-30 минутами на машине.
При этом московские знакомые вернулись в Москву, когда ребенок дорос до школы, потому что возить каждый день тяжело, а в ближайшем городе школы, которая их устроила, они не нашли.
Мои родственники возят детей в московские школы, живя в ближайшем пригороде. Несмотря на то, что школа выбрана на окраине города, авария или сломанный светофор могут привести к опозданию на контрольную или экзамен. Опоздание на первый урок уже и не в счет.
По рассказам знакомой, вернувшейся в Москву из пригорода, когда дети перешли в среднюю школу, у них было три варианта - возить детей в Москву, что логистически сложно, когда детей несколько и заканчиваются занятия в разное время, устроить детей в школу в ближайшем городе, куда также неудобно добираться и учителя к ним отнеслись с предубеждением, или ходить в частную школу. Они выбрали последний вариант. Детям было хорошо, а вот качество обучение оставляло желать лучшего - комфортная среда ценилась выше полученных знаний. Поэтому они и переехали.
Возможно, это со стороны кажется, что хорошо там, где нас нет. Однако все эти факторы влияют на легкость, с которой меняется привычный городской комфорт на жизнь в собственном доме на своей земле.