На креативной площадке «Кластер С52» прошел первый в Ростове-на-Дону керамический инклюзивный фестиваль – керамофест «Я есть!». На нем же объявили и о создании Сообщества керамистов Ростова.
Чем занимаются в фонде
Организовал двухдневное событие благотворительный фонд с таким же названием - «Я есть!». Он базируется здесь же, на Суворова, 52.
«Мы существуем за счет меценатов, - пояснила директор Ростовского обособленного подразделения фонда Татьяна Степанова. – Я составляю план, что мы будем делать, сколько это стоит, и нам перечисляют пожертвования. Для детей и взрослых все занятия бесплатны».
Фонд представляет собой несколько мастерских для детей с ментальными особенностями. Тут много ручного труда: керамика, живопись, кулинария. Есть психологический семейный центр, ансамбли рок-музыки, народных инструментов.
На занятиях бывают дети, родители, взрослые инвалиды. Заглядывают сюда и прочие ростовчане, которым хочется дарить внимание тем, кому его не хватает.
На данный момент на попечении фонда 200 семей, получающих разную помощь. Есть дети, выбравшие только лепку или рисование, и есть такие, кто посещает все уроки поочередно.
Зачем керамистам собираться
Лепка из глины – пожалуй, приоритетное направление фонда. Надобно загружать печи, мастерские, использовать закупленные расходные материалы.
Чтобы мощности не простаивали, сюда приглашают студентов и выпускников-керамистов. «Мы говорим им, пожалуйста, занимайтесь у нас бесплатно, только будьте за это наставниками, тьюторами, для особенных детей», - рассказала Татьяна Степанова.
Каждый год учебные заведения Ростова-на-Дону выпускают 300 молодых керамистов. Не все имеют возможность устроиться на работу, арендовать и тем более купить свою мастерскую. Вот эту потребность и попробовали удовлетворить сотрудники фонда. Потом подумали, что не помешало бы помочь и в общении, и в сбыте продукции, и в поиске заказчиков для всех мастеров, инклюзивных, начинающих профессионалов, любителей.
«В Москве и Санкт-Петербурге таких проблем нет, там проводятся и ярмарки, и есть сообщества, и проще получить звание ремесленника, вот для чего мы придумали Сообщество керамистов Ростова», - сообщила основатель преподаватель Нина Капустина.
«Сообщество нужно, чтобы помогать всем керамистам», - добавила сотрудник фонда Эвелина Калинина.
Как придумали керамофест
Несколько месяцев назад преподаватели вместе с учениками приняли участие в ремесленной ярмарке в «Меге». На вырученные деньги поехали в Санкт-Петербург и нашли возможность побывать в инклюзивных гончарных мастерских «Простые вещи» и кафе «Огурцы».
Их основала социальный психолог Мария Грекова. Петербуржцы с врожденными или приобретенными умственными заболеваниями получают тут профессию и работу. Их берут помощниками поваров, работниками зала и кухни.
«Кажется, что совсем недавно все это организовала, а меня уже просят поделиться опытом», - сообщила Мария Грекова. Она присутствовала на керамофесте в Ростове со своей продукцией.
«Мы хотим создать среду, где можно найти поддержку и помощь в сбыте. Помогаем особенным ученикам изучить технологии, получить профессию, и для этого в фонде все есть», - уточнила Эвелина Калинина.
Почему меняется мнение
Оксана Шкабура ведет в фонде кулинарную мастерскую и тоже участвовала в керамофесте, показывала конфеты ручной работы. Ее 16-летний сын - аутист, и много учеников с таким диагнозом.
Раньше она работала в ресторане и не решалась учить особенных детей, а когда сын стал более-менее самостоятельным, пришла в фонд.
Ее подопечные очень разные. Некоторые, получив профессию, в перспективе смогут жить самостоятельно, кому-то требуется небольшая постоянная помощь со стороны, корректировка. Есть ребята, которым не обойтись без сопровождения в течение всей жизни.
Галина Телеснина посещает с 19-летним сыном Алексеем разные занятия. Присутствие мамы требуется постоянно. Алексей научился лепить вазы, а мама на уроках лепит рядом. Преподаватели фонда разрешают родителям делать то же самое, что и дети, каждый творит свое изделие.
Теперь, когда создано еще и Сообщество керамистов Ростова, больше надежды, что появятся крупные заказы, например, по оформлению ресторанов, домов, и их распределят между мастерами.
«Я сначала скептически относилась к лепке, думала, что сделанные руками вещи никому не нужны, теперь настроена оптимистично», - призналась Галина.
Почему забываешь про телефон
Керамофест, задуманный вначале как инклюзивный, претендует превратиться в нечто большее. На ярмарке были профессионалы, и им нравилось, что мероприятие только для керамистов.
Инна Хрусталева из Новочеркасска сказала, что мало мест, где можно себя показать. Ярмарок в Ростове мало, и они для всех ремесленников. Сдавать предметы на реализацию в арт-галереи невыгодно, там мало покупателей.
Сотрудничество с магазинами сувениров тоже не сулит больших надежд. Наценка там 100%, вряд ли кто купит вазу за 40 тысяч рублей. Остается продавать только в интернете.
Технолог Настя Спенсер представляла на фестивале товары для керамистов. Сказала, что гончарное ремесло имеет место в современном мире.
Есть спрос на профессиональное обучение, на мастер-классы как хобби, ведь «это занятие очень замедляет». Когда у тебя руки по локоть в глине, ты забываешь про телефон и возвращаешься к себе. На занятия лепкой к Насте приходили девушки в трудные периоды своей жизни, и всем им очень помогло такое творчество.
Зачем сделали арт-объект
В рамках керамофеста было много лекций и мастер-классов по истории, керамике, другим видам творчества. Одновременно с первым фестивалем организаторы начали готовить и второй, и пройдет он в начале весны.
А еще во дворе у здания «Кластер С52» появилась инсталляция из старой посуды и предметов интерьера. Преподаватели фонда собрали у себя и по знакомым все, что не нужно в хозяйстве, и сделали арт-объект. Прикрепили к стене, покрасили в белый цвет и изобразили красную букву «Я». Она символизирует название фонда, фестиваля, стремление керамистов встречаться, и жгучее желание каждого мастера крикнуть миру: «Я есть!»
Татьяна Степанова сказала, что в Ростове должен появиться свой музей современного искусства, где будут работы керамистов, и првым экспонатом этого музея, пожалуй, можно считать это уличный арт-объект.
Читайте также
Что делать, если надо продать квартиру, а риэлторы вам ставят палки в колеса
Расступись, челядь, куар-боярин идет! Юмор