В 2004 году главы России и Китая подписали соглашение о том, чтобы примерно пополам разделить Большой Уссурийский остров на Амуре — рядом с Хабаровском. В 2008 году раздел был окончательно завершен — и с тех пор каждая из стран относилась к территориям так, как считает нужным. После раздела острова его китайская часть превратилась в заповедник, который посещает больше 600 тысяч туристов в год. На российской части около ста человек пытаются выжить в полуразрушенных домах, а на все концепции по развитию Большого Уссурийского нет денег. Журналистка Екатерина Васюкова рассказывает, что происходит на острове.
Большой Уссурийский остров на Амуре, по сути, является частью Хабаровска и Хабаровского района; тут были жилые дома, дачные участки, сельскохозяйственное и судоремонтное предприятия. Россия и Китай спорили за Большой Уссурийский остров больше 150 лет, потому что в 1860 году они провели границу по Амуру, река считалась не принадлежащей никому, а статус островов был неопределенным.
Реклама
В 1929 году остров стал целиком советским — власти СССР взяли его, по официальной формулировке, «под охрану». Во время Второй мировой войны его оккупировали японцы, потом Большой Уссурийский опять отошел к Советскому Союзу. Китайцы пытались вернуть остров с 1964 года, но переговоры завершились только в 2004-м. Россия и Китай подписали соглашение о передаче 170 квадратных километров — из 350. В 2005 году договор вступил в силу, а в октябре 2008 года завершилась работа по установке границы. С этого момента Большой Уссурийский окончательно разделился на две части: китайскую и российскую.
В Хабаровске свою часть острова чаще называют Левым берегом. Один из расположенных здесь поселков продолжает начинающийся на материке населенный пункт Бычиха. Второй называется просто Уссурийский (до 1955 года Чумка), он был построен вокруг ремонтной базы Амурского речного пароходства. Еще здесь есть многочисленные дачные участки.
Самый быстрый способ добраться до российской части Уссурийского — 15–20 минут на теплоходе, который курсирует от хабаровской набережной до острова и обратно с апреля до конца октября. Поездку нужно планировать заранее: рейсов в обе стороны всего три в день, а по понедельникам и четвергам их вообще нет.Причал на Большом Уссурийском острове
Из пригорода Хабаровска на остров в 2013 году построили мост. Если ехать по нему из центра города, то до Большого Уссурийского можно со всеми пробками добраться часа за два. Только на самом острове дороги нет: мост до него довели, а асфальт класть не стали — осталась насыпь, по которой может проехать не каждая легковая машина. Летом и осенью того же 2013 года на Большом Уссурийском острове было масштабное наводнение, российскую и китайскую части одинаково сильно подтопило, вода размыла дороги и очень сильно повредила все постройки.
На китайскую половину острова из города Фуюань с населением в 30 тысяч человек курсируют туристические катера, есть автомобильное и железнодорожное сообщение. По мосту, открытому в 2012 году, с китайской стороны на остров чуть ли не каждые 15 минут ходят туристические автобусы. Для жителей Фуюаня, которые занимаются в основном торговлей, проезд на Большой Уссурийский первые несколько лет был бесплатным. От Хабаровска до Фуюаня всего около часа пути по реке; в городе живет русская диаспора из обосновавшихся здесь с 1990 годов частных предпринимателей.