Найти в Дзене
Esse Homo

Почему философы плачут и смеются над глупостью?

Что объединяет людей как биологический вид? Прямохождение? Разумная воля? Членораздельная речь? Нет, дорогие друзья, глупость! Ведь нет более универсального качества, которое объединяло бы людей, и в то же время отличало бы нас ото всех остальных живых организмов. Хватит ли глупости тигру или собаке селиться на небольшом клочке земли в количестве 5000 особей на квадратный километр? Хватит ли глупости коту или корове отравлять окружающий воздух, ухудшая собственное самочувствие? Хватит ли глупости кому бы то ни было писать эту статью? На это способен лишь человек. К глупости можно относиться по-разному: презирать, отторгать, мириться с ней. Древнегреческие философы Гераклит Эфесский и Демокрит Абдерский подходили к глупости нетривиальным образом: один скорбел над ней, другой смеялся. Довольно необычная реакция на такое неоднозначное свойство человеческой природы, не так ли?! Данный сюжет основан не только на содержании философских концепций мыслителей, но и на вдохновении творцов эпохи

Что объединяет людей как биологический вид? Прямохождение? Разумная воля? Членораздельная речь? Нет, дорогие друзья, глупость! Ведь нет более универсального качества, которое объединяло бы людей, и в то же время отличало бы нас ото всех остальных живых организмов. Хватит ли глупости тигру или собаке селиться на небольшом клочке земли в количестве 5000 особей на квадратный километр? Хватит ли глупости коту или корове отравлять окружающий воздух, ухудшая собственное самочувствие? Хватит ли глупости кому бы то ни было писать эту статью? На это способен лишь человек.

Плачущий и смеющийся философы в исполнении французского художника Шарля Куапеля (с вульгарным добавлением эмодзи).
Плачущий и смеющийся философы в исполнении французского художника Шарля Куапеля (с вульгарным добавлением эмодзи).

К глупости можно относиться по-разному: презирать, отторгать, мириться с ней. Древнегреческие философы Гераклит Эфесский и Демокрит Абдерский подходили к глупости нетривиальным образом: один скорбел над ней, другой смеялся. Довольно необычная реакция на такое неоднозначное свойство человеческой природы, не так ли?! Данный сюжет основан не только на содержании философских концепций мыслителей, но и на вдохновении творцов эпохи Возрождения, которые постарались передать дуализм мудрого образа мыслей.

Чем вызвана скорбь Гераклита над глупостью? По этому поводу древнеримский мыслитель Сенека писал следующее: «Гераклит всякий раз, как выходил из дому и видел вокруг себя столько скверно живущих, а точнее сказать скверно гибнущих людей, начинал плакать и жалеть всех попадавшихся ему навстречу прохожих, даже если они были веселы и счастливы».

Скульптура плачущего Гераклита, Ф.К. Мессершмидт.
Скульптура плачущего Гераклита, Ф.К. Мессершмидт.

Все, что делали люди (и делают до сих пор) кажется Гераклиту тщетным и жалким. Человеческая глупость даже заставила его уйти из полиса и поселиться подальше ото всех, что, к сожалению, привело Гераклита к комичной гибели от самолечения навозом. Важно понимать, что его скорбь кардинально отличается от презрения, поскольку он принимал людей со всеми их недостатками. По этому поводу он высказывает предположение, что за беспорядком и неразумием стоит гармония. Само явление беспорядка (вражда, случайность) – необходимое условие перманентной подвижности мира, ведь по Гераклиту все состоит из огня. Единый закон мира воплощается в противоположности – в уникальном стечении обстоятельств, похожем на расклад в игре в кости. Красота и порядок мироздания скрыты от глаз, но доступны разуму. Именно он может увидеть за текучестью вещей и хаосом борьбы разумность мирового устройства. Гераклит проливает слезы именно потому, что люди отдают предпочтение не раскрытию Логоса, а скоротечным мирским страстям.

Демокрит же, напротив, слыл оптимистом. Упоминаемый нами Сенека писал о нем следующее: «Демокрит имел обыкновение непрестанным смехом приводить в движение свои лёгкие, — уже его мудрость доказывает, что великие люди, которые дают великие примеры, могут рождаться на родине глупцов и в затхлом воздухе... Он все смеялся, считая достойными смеха все человеческие дела».

Скульптура смеющегося Демокрита, Ф.К Мессершмидт.
Скульптура смеющегося Демокрита, Ф.К Мессершмидт.

Такое отношение к жизни вытекает из этической доктрины, созданной Демокритом, центральное место в которой, занимает понятие эвтюмии – состояния невозмутимости и эмоционального спокойствия, что достигается не чувственными удовольствиями, а непоколебимым отношением к страстям. По этому поводу известный историк философии Диоген Лаэртский приводит следующие слова Демокрита: «Конечная цель – есть душевное благосостояние; и оно не тождественно с наслаждением, как ошибочно понимают некоторые, – это состояние, в котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, не иною какою-нибудь страстью». Смех, таким образом, является либо результатом достигнутой Демокритом эвтюмии, либо его инструментом к достижению цели.

И хотя Гераклит и Демокрит отличаются друг от друга, источник их отношения к глупости один – принятие человеческой природы. Именно поэтому большинство произведений искусства, посвящённых этой теме, обращены к нам, подлинным носителям глупости. Слезы и смех, в отличии от негодования и ханжества – олицетворяют мудрое отношение к глупости человеческой жизни, и Гераклит с Демокритом были воплощениями этого образа. Поэтому надо либо смеяться надо всем, либо плакать.

Остался лишь один неразрешённый вопрос: какое отношение к глупости выберете вы?

#философия #образование #наука #искусство #культура