Всерьёз рассматривать фильм «Топор» 2018 года не стоило уже только из-за его ТВ-формата. Ну нельзя же с серьёзным лицом искать недостатки в одной из серий «Гадалки» или «Слепой» (есть такие потешные ТВ-сериалы, прибежище и единственный способ заработка третьесортных актёров).
Не стоит рассматривать всерьёз и его продолжение, которое называется не «Топор-2», а, ни много ни мало, «Топор-1943». Нет, это не означает, что до этого было снято 1942 «Топора», речь всего лишь о времени, в котором происходит действие фильма. Хотя, с наших киноделов станется, они могли, не моргнув, наклепать и гору кустарных столярных инструментов.
Может возникнуть резонный вопрос: в финальных кадрах, вроде как, написали, что дед геройски погиб, какое может быть продолжение? «Спокойно!» - могут возразить новый режиссёр и новый автор сценария. – «Согласно надписи в первом фильме, дед погиб в 1943 году, так отчего бы и не показать, как он резвился вплоть до этого момента?»
У меня встречный вопрос: отчего бы не придумать новых персонажей, а не привязываться к нудному ТВ-проекту?! Или дед с топором настолько полюбился зрителям, что они теперь кушать не могут - так ждут его возвращения на экран? Надо, в таком случае, зарегистрировать торговую марку! Пусть в Макдональдсах продают сеты от Дани Милохина и фигурки Человека-паука, а в наших рюмочных мы будем продавать сеты от деда Ивана плюс постоянным клиентам – топор в подарок!
Посмотрел я продолжение. О его качестве можно судить по тому факту, что к нему даже не существует более-менее приличного постера, так, фан-арт какой-то. Нельзя сказать, что это какой-то «лютый трэш», это рядовая низкобюджетная ТВ-продукция, которая почти ничем не выделяется на фоне остального ТВ-фарша, который не спеша вываливается на экраны из ТВ-мясорубки. Но, раз уж так вам дорог этот дед, так и быть, вкратце расскажу о его приключениях в «Топоре-1943».
Итак, фильм начинается. На экране немцы с собаками гонятся по лесу за пятью лохматыми фигурами – не иначе, Гитлер поставил задачу поймать живого русского лешего и доставить его в «Аненербе» для опытов.
На самом деле, это, естественно, наши разведчики: дед Иван и четверо его коллег. Оставим в покое вопрос о профессионализме разведчиков, которые себя обнаружили, лучше восхитимся превосходной физической форме деда Ивана, который улепётывает от погони, как заправский спринтер.
Дед говорит товарищам, чтобы бежали дальше, а сам задерживается, рассыпает какую-то гадость, чтобы собаки нюх потеряли, а потом косплеит Джейсона из «Пятницы-13», выныривая из реки с топором!
Догнали бы разведчиков немцы, но тут в фильм врываются титры, которые рассказывают, кто кого играет в этом фильме. Видимо, титры сбивают немцев с толку, поэтому дальше разведчиков никто не преследует.
Наши лешие выбираются к деревеньке Анино, где в лесу стоят замаскированные танки – новенькие «Пантеры». Наши леса, конечно, не Арденны, чтобы по ним на танках рассекать, но простим киноделам такое допущение: может, они до леса как-нибудь доехали, а там их спрятали, как смогли.
Собрались было наши домой идти, а их подкараулил немецкий снайпер и всех, кроме деда, перестрелял, как куропаток. Нам эти разведчики не знакомы (кроме их бесстрашного командира, рассекавшего в первой части в эсэсовском камуфляже), поэтому их не очень-то и жалко.
Снайпера же играет… Николай Козак, капитан из вчерашнего обзора фильма «Сибирь. Монамур». Одичал совсем в тайге-то.
Что произошло дальше – я сначала не понял. Снайпер, увидев в прицел лысого деда, который с вызовом смотрел на него, почему-то опустил винтовку. То ли узнал супермэна из фильма «Топор», то ли понял, что такой народ ему не сломить.
В дальнейшем, по ходу фильма, причины его поведения объясняются, а вот почему дед так нагло глядел на снайпера, я так и не понял. То ли «дедушка старый, ему всё равно», то ли яйца у старика были размером с авокадо.
Прибыл дед Иван к своим и рассказал об обнаруженных танках не кому-нибудь, а лично маршалу Жукову, которого в фильме играет Борис Галкин.
Но тут же встревает капитан-разведчик, который утверждает, что, судя по эмблемам, описанным дедом, эти танки относятся к 20-й танковой дивизии, но его разведчики перед этим обнаружили танки этой дивизии за 100 километров, в районе станции Брюлёво. Поэтому танков 20-й дивизии под Анино быть не может!
Это сейчас серьёзно было? То есть, всем танкам дивизии было приказано держаться стаей, и рассредоточить полки, к примеру, запрещалось? Ладно, к чему я цепляюсь – к НТВшным фантазиям…
В общем, деда обзывают вруном, а потом показывают, как немецкие умельцы строят фанерные «Пантеры».
И повязала нашего дровосека за дезинформацию кровавая гэбня в лице местного майора, который принялся обрабатывать старичка ногами, даже не потрудившись снять с того награды.
Капитан-разведчик занимается с подчинёнными отработкой приёмов рукопашного боя, не снимая гимнастёрки с «Золотой Звездой» - любили военные в ту пору награды, и не снимали их ни под арестом, ни при занятиях спортом.
Поручили капитану собрать группу, взять деда и перепроверить танки под Анино – а то мало ли что, может ведь и конфуз при наступлении случиться.
Прибыли разведчики на место, а хитрые немцы уже фанерных танков наставили.
Радист тут же отстучал: «Танки не обнаружены, фанерные – зачётные, конечно, но – не считаются».
Стали разведчики с боями прорываться домой: немцы услышали, что русских удалось обмануть, и решили ликвидировать разведгруппу.
И вот, в ходе боя, разведчикам удалось поймать двоих немцев: лейтенантика-танкиста и того самого Монамура-снайпера.
Лейтенантик принялся ныть, что он не танкист, а инженер. Не знаю, каковы были познания во вражеской униформе у наших разведчиков, спросили бы меня – никакой он не инженер, танкист, как есть.
Также лейтенантик сдал Монамура: русский это, говорит, из подразделения «Бранденбург-800». И туда, выходит, по объявлению набирали.
Дед Иван просит оставить его с Монамуром наедине, якобы для того, чтобы уговорить его идти с ними. Странная просьба, любой бы напрягся, кроме капитана, командира разведгруппы.
Монамур оказался младшим братом деда, Николаем. Побеседовал дед с Фон Коляном, да и отпустил его на волю. Брат же. Как капитан после этого на месте не пристрелил деда за измену – не знаю. Вот все говорят – «времена суровые были» - посмотрите «Топор-2», ничего подобного – одни няшки в армии командовали! Любого были готовы понять и простить! Наконец-то показывают всю правду о войне!
А брутальный особист арестовывает комдива (который в «Топоре-1» комбригом был) за то, что тот дружил с дедом-вруном и ложной информацией про танки пытался сорвать наступление.
В общем, убедились разведчики, что в Аненке реальные танки стоят, да вот беда – доложить никак, в рацию пуля попала. И решают они напасть на немцев и отбить у них рацию! И эту операцию киноделы сняли вполне даже неплохо, бодренько, живенько, не имею ничего против.
Рацию раздобыли, но передать информацию не вышло. Было принято решение украсть в Аненке живого танкиста для доказательств, а то лейтенантик к тому времени испортился и сделался неживым.
Хотя, с их уровнем познаний в униформе, я бы на многое не рассчитывал: в Аненке шарахались все, кому не лень, даже лётчики – не иначе, в лесу и самолёты с вертикальным взлётом были спрятаны.
Киднэппинг прошёл на ура, но Колян-монамур со своим подразделением настиг беглецов. Стал Колян кричать, мол, Иван, выходи! Вышел Иван и потолковал с братом за жизнь.
Брат спросил: «Что про отца с матерью знаешь?» - «Расстреляли их!» - зачем-то врёт Иван. Но мы-то помним из первого фильма, что отца расстреляли, а «мать с малыми на севера отправили».
Колян же рассказывает, что родителей Красная Армия на воротах распяла, как Иисуса Христа, а его детей живыми в землю закопали. Дед Иван расстроился, но воевать на стороне Коляна всё равно не захотел.
Критики в Интернете ругают этот момент, мол, совсем антисоветский. А вам не приходило в голову, что Колян нарочно соврал? Ну шляпа же какая-то с распятием. Одно дело, документы, которые утверждают, что красные брали в заложники семьи бандитов, скрывавшихся в лесах – кто его знает, может, так оно и было. И совсем другое – приколотить на ворота бабушку развлечения ради – кто таким заниматься будет? Так что, скорее всего, Монамур своей брехнёй просто хотел вывести нашего берсерка из равновесия. Но, соглашусь – можно было бы в фильме обойтись и без этой жести.
Финальный бой, все гибнут, кроме деда, капитана-разведчика и пленного танкиста. Немцы не стреляют в дровосека, а по очереди подбегают к нему и пробуют вкус топора. Наивные, хоть и культурные.
Георгий Константиныч на радостях дарит деду часы, а дед жалуется на особиста, который арестовал комдива и избивает старика, по привычке, не снимая с него наград и знаков различия.
Жуков врывается в пытошную и избивает особиста. Это что-то новенькое в современном кинематографе!
Хотя, если задуматься – молодец, особист! Вычислил мутного деда, который без документов просочился на фронт и служит в разведке, а также его покровителя в полковничьих погонах! Не зря свой хлеб ест! А то, что морды бьёт – так война, время суровое!
Итак, дед снова в строю, конец фильма. Ждём «Топор-2022».
Вердикт – 6 из 10, заурядный приключенческий боевичок, но ничего особо кошмарного я в нём не увидел. Стоит ли смотреть? Да ну, можно найти фильмы куда как интереснее.
Спасибо за внимание!
Каталог всех кинообзоров (здесь интересно!)
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Топор-1943» (2021).
#кино #кино и немцы #фильмы о войне #топор #циничный пересказ #галопом по кино