И буллинг, и кибербуллинг – феномены сугубо социальные. А в некоторых странах Европы школьное насилие считают болезнью современного социума. Ситуация травли возникает только при условии социального взаимодействия. То есть участники буллинга и кибербуллинга играют определенные социальные роли.
Дорогие родители! Сегодня рассмотрим ролевую структуру кибертравли в целом. А также познакомимся с каждым действующим лицом кибербуллинга. Ближе присмотримся к индивидуальным и поведенческим чертам и особенностям жертвы, агрессора и наблюдателя.
Кто они, люди и манекены кибербуллинга?
Основоположник изучения буллинга один из авторитетных исследователей Д. Олвеус впервые выделил два типа участников ситуации школьного насилия:
«школьный хулиган»;
«мальчик для битья».
Позднее в типологии поменялись и стали общепринятыми (классическими) названия действующих лиц:
- агрессор;
- жертва.
К главным действующим лицам добавились исполнители второстепенных ролей:
- помощники агрессора – те, кто поддерживает прямо или косвенно агрессора;
- защитники – те, кто делает попытки отстоять жертву;
- наблюдатели – пассивные «граждане», им все «по барабану», лишь бы их не трогали;
- особый тип – жертва-агрессор – те, кто выступает в обеих ролях (в зависимости от ситуации буллинга). Д. Олвеус называл их хамелеонами.
При детальном изучении структуры кибербуллинга выясняется несколько особенностей:
- сама ситуация травли, как правило, скрыта от наблюдателя (анонимность);
- параллельно кибертравля охватывает большое количество участников (в онлайн-формате число «свидетелей» не контролируется, быстро растет);
- ни возраст, ни пол не влияют на появление и развитие ситуации кибербуллинга (в роли жертвы или агрессора может выступать и подросток, и взрослый человек любого пола).
Приглашаю вас присмотреться к каждому действующему лицу кибербуллинга. А вдруг увидите знакомые черты?
Киберагрессор – активный «злодей» и агрессивный юморист
Травля – это наивысшее высокомерие в действии. Дети-агрессоры живут в атмосфере превосходства. Хотя она иногда бывает просто маской, скрывающей их собственные глубокие обиды и даже комплексы.
Барбара Колорозо, педагог-психолог, автор книги «Травля…»
Киберагресор отличается:
- активностью в интернете;
- отличный эксперт и знаток технической стороны дела (сродни взломщикам-киберпреступникам).
Справка. И в реальной жизни киберагрессоры нарушают законы и порядок, участвуют в кражах, драках, нападениях.
При этом страдают личностные качества преследователя:
- низкая самооценка;
- недостаточный (или нереальный) уровень притязаний;
- высокий уровень неуправляемой импульсивности;
- сниженный уровень развития эмпатии (сочувствия к ближнему, сопереживания);
- низкий уровень самоорганизации, самоконтроля.
Важная особенность личности киберагрессора – его черный, мрачный, агрессивный юмор как предикатор проявления травли.
Исследователи доказали прямую связь между кибербуллингом и наличием у агрессора неадаптивного самоуничижительного стиля юмора (self-defeating).
Жертва – молчаливый страдалец
…травля устроена иначе. И Эльсу изводят только потому, что она находится рядом в данный момент времени, вот и все.
Фредрик Бакман, современная проза, из романа «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения»
Главная особенность поведения жертвы – она скрывает свои переживания, страдает и изводит себя молча.
Личностные характеристики кибержертвы:
- низкая самооценка;
- наличие депрессивных настроений;
- частое ощущение покинутости, одиночества;
- пессимизм, хандра, неверие в завтрашний день;
- высокий (даже зашкаливающий) уровень личностной тревоги;
- наличие симптомов фобий (закрепленных страхов с развивающимися неврозами).
Опасные реакции кибержертвы на травлю:
- нервные срывы;
- неврозы и психозы.
- суицид.
- Хамелеон – жертва-агрессор
Внимание! Хамелеоны чаще всего востребованы в ситуации кибертравли, в отличие от традиционного буллинга.
Дело в том, что веб-среда – благодатная почва для инверсии (перестановки) ролей. Сегодня подросток играет роль преследователя, а завтра сам становится жертвой издевательств. То есть возможности цифрового пространства (анонимность и реактивность) провоцируют вовлечение большого количества участников в ситуацию кибербуллинга. Кроме того, наблюдается «прозрачность границ» между ролями, их проницаемость. Кибержертвы и киберагрессоры быстро осваивают обе роли, периодически примеряя одну из них.
Например, некоторые жертвы школьной травли по окончании школы с помощью интернета от души мстят своим обидчикам, становятся ярыми, непримиримыми киберагрессорами.
Существует в контексте базовой роли хамелеона феномен самокибербуллинга. Социологи называют явление цифровым самоповреждением.
Справка. Самокибербуллинг – анонимное размещение, разглашение в Сети тайн, информации, причиняющей себе вред.
Пассивный и безразличный наблюдатель
Психологи поведение наблюдателя называют эффектом свидетеля или синдромом Дженовезе.
В чем суть эффекта свидетеля и почему в науке это явление названо синдромом? Дело в том, что люди, освоившие роль наблюдателя в Сети, даже не пытаются помочь жертве. Наблюдается закономерная массовая социальная черствость и безразличие. Как ни странно, по статистике, чем больше свидетелей вовлечено в травлю, тем меньше шансов у жертвы «выжить».
Специалисты объясняют особенность такого психологического эффекта свидетеля закономерными явлениями:
- групповой сплоченностью;
- смещением и диффузией ответственности;
- отчуждением.
Итоги и выводы
В заключение следует сказать, что кибербуллинг, в отличие от буллинга, сложнее и по ролевой структуре, и по масштабу «бедствия». В Сети действующие лица травли могут меняться, объединяться, смещаться. Роли в структуре более пластичные и динамичные, и в этом вся проблема.
Агрессор беспрепятственно управляет широкой аудиторией. Наблюдатели пассивно смотрят, лениво развлекаются. Жертва страдает, и противостоять лавине ненависти и злости не может. Это как в греческой мифологии – легенда о Кносском лабиринте с людоедом-чудовищем Минотавром, который регулярно заглатывал своих жертв…
Важна помощь психологов, социальных работников, педагогов и родителей. И самое главное – не просто устранить факт кибертравли и «обезвредить» противника.
Важно найти первопричину того, почему ребенок стал жертвой буллинга, а затем кибербуллинга. Найдется причина – обязательно найдется решение проблемы.