Найти тему
Шпионские страсти

Куда там Бондам

Многие читали и смотрели по телевизору о многочисленных похождениях флеминговского Джеймса Бонда. Кто-то (их меньше, чем знатоков "бондианы") может сравнивать Бонда и Конона Молодого, с его не менее удивительной биографией. Но Иосиф Ромуальдович Григулевич, несомненно, превосходит всех вместе взятых коллег (как подлинных, так и литературных) сразу по многим показателям.

В 1940 году для работы по линии НКВД в Аргентину направляется советский резидент И.Р. Григулевич («Фелиппе»)*. В короткое время он создал небольшую, но эффективно работавшую разведточку. В ее состав вошли ветераны интербригад Испании, а также представители местных левых организаций. Ближайшими помощниками «Фелиппе» стали аргентинцы «Тинто» «Дора» и итальянец «Марчелло».

Григулевич Иосиф Ромуальдович
Григулевич Иосиф Ромуальдович

С началом войны против СССР перед резидентом в Аргентине ставится задача по срыву поставок из Аргентины в Рейх продовольствия и сырья. В частности аргентинской пшеницы и чилийской селитры, которые экспортировалась в Рейх через порт Буэнос-Айреса.

В соответствии с задачей была проведена кампания по вербовке сотрудников местных транспортных предприятий, что дало возможность получать весьма исчерпывающую информацию отправляемых из Буэнос-Айреса в Рейх грузах. Одновременно с этим были разработаны методики по производству кустарных взрывчатых материалов и зажигательных смесей, для чего было создано несколько подпольных мастерских.

Основными исполнителями диверсионных акций являлись выходцы с Западной Украины: поляк Ф.К. Вержбицкий, украинцы Г.И. Фурдас, Г. Яремчук, П.С. Борисюк, а также испанец Матис, аргентинец «Флориндо» и ряд других.

Одна из публикаций коста-риканской прессы о загадке посла Т. Б. Кастро. Специальный выпуск газеты «Ла Насьон», 19 февраля 1995 г.
Одна из публикаций коста-риканской прессы о загадке посла Т. Б. Кастро. Специальный выпуск газеты «Ла Насьон», 19 февраля 1995 г.

Однако из-за ряда технических сложностей первые диверсионные акции советские разведчики провели лишь весной 1942 года. Новую зажигательную смесь они испытали на книжном магазине «Гете», расположенном в центре Буэнос-Айреса и являвшегося ярым центром пропаганды идей Рейха. Магазин сгорел дотла.

Затем начались диверсии на складах и судах.

Так был устроен взрыв в портовом складе «Гофман и Ко». Возник пожар, в результате которого сгорело 40.000 тонн аммиачной селитры.**

Вот это 4 августа 2020 года в Бейруте натворили взорвавшись всего лишь 2750 т селитры
Вот это 4 августа 2020 года в Бейруте натворили взорвавшись всего лишь 2750 т селитры

На суда бомбы и зажигательные смеси доставлялись в мешках с селитрой.

За 1942 год в результате деяельности разведгруппы в открытом море горели 12 судов с грузами для нацистской Германии, а два судна погибли. Всего на организацию этих диверсий была потрачена сумма в 2.000 долларов, весьма скромная, если сравнивать с результатами и затратами спецслужб других воюющих государств на аналогичную деятельность.

По результатам диверсий за 1943 год данных нет, а вот в 1944 году всю диверсионную деятельность пришлось срочно свернуть по указанию из Москвы. Это было связано с тем, что основные диверсии разведточки «Фелиппе» приходились на суда Испании, Португалии и Швеции, нейтральных государств, чьи суда поставляли в Рейх сырье и продовольствие. А как сообщил лондонских центр советской разведки, английские цензоры на Бермудах перехватили ряд писем, которые могли вывести англичан на разведточку «Фелиппе» и расшифровать всю ее деятельность. Потому последовал приказ: диверсии прекратить. Разведточку законсервировать. Что и было выполнено.

Правда, 29 октября 1944 года произошло непредвиденное.

Феликс Вержбицкий, вопреки запрету, решил провести дома эксперимент по созданию новой бомбы. Смесь взорвалась у него в руках. Обожгла лицо и руки. Вержбицкий потерял зрение. Полиция, которую вызвали соседи, отвезла Вержбицкого в больницу, где его подлечили, а затем отправили в тюрьму. Там начались допросы. Вержбицкий держался и все сваливал на свою любовь к экспериментальной физике. В итоге до суда его выпустили под залог. После чего Григулевич тайно вывез Вержбицкого в Уругвай, а оттуда в СССР.

О деятельности Григулевича как разведчика до сих пор известно далеко не всё. Постараемся, по мере возможности, рассказать больше об этом уникальном человеке в следующих публикациях.

(Источник: Ландер)