Ждать ли долгостроя по Пелевину, хроника создания которого достойна отдельного фильма?
Неумолимо приближается 31 марта - актуальная дата выхода экранизации романа Виктора Пелевина Empire V. Режиссерское кресло занял Виктор Гинзбург, ранее экранизовавший пелевинский Generation П. С новой картиной повторилась старая история: съемочный процесс растянулся на несколько лет, каждая новая дата релиза носит чисто условный характер, а Гинзбурга даже сложно в этом винить: слишком странная история.
Утром деньги, вечером еще денег
Первый тизер Ампира V увидел свет еще в 2015 году: скромно залился на специально созданный ютуб-канал. Вкрадчивый закадровый голос, падающая в рапиде капля крови, психоделическая нарезка несвязанных между собой кадров. До этого еще был крайне странный ролик без единого слова, но с архивной съемкой нацистского летчика Ганса-Ульриха Рудена. В конце логотип Empire V, в описании синопсис картины, в комментариях почти все сделали вид, что так и нужно.
Тем, кто видит предмет тизера впервые, непонятно и неинтересно, те, кто "в теме", пищат от восторга. Почерк самодостаточного Виктора Гинзбурга: снова снимает что-то не ради успеха в прокате, а просто чтобы снять, несколько лет нагонять ажиотаж и тихонько показать в какой-нибудь столичной сети вроде "Каро". Такая участь постигла Generation П, и такая участь была уготована следующей картине. До определенного момента.
Учитывая провал предыдущей картины в прокате, Гинзбург заведомо обратился к будущим зрителям и запустил краудфандинг. Трудно описать весь соблазн бонусов за поддержку: за разных размеров пожертвования можно было сыграть вампосексуала, получить корочку Министра культуры Пятой империи, войти в фокус-группу (за свои деньги!) и даже стать генеральным продюсером, отравившись в Канны вместе со своими новыми коллегами. Половина вариантов пожертвования почему-то включала подписку на "Дождь", другая половина подразумевала, что вы, заплатив деньги, еще и сыграете в массовке (расходы на дорогу и жилье, кстати, тоже с вас).
Странная кампания собрала 7 миллионов рублей из 15, не оставила шансов на выход картины в этом году и тихо почила в конце 2017-го, оставив после себя немой вопрос "Что это было?". Никто так и не заплатил 5 миллионов рублей за право стать генпродюсером, за то ту же сумму отдал некий бренд, вступив в партнерство. Это, к слову, были Lexus.
Чуть позже, к актерскому составу почему-то присоединился рэпер Оксимирон.
Blood, Beauty, Bablos
Авторы "вампирской love-story о тайном обществе, управляющем человечеством с помощью культа денег, красоты и крови" (так картину описывает официальный сайт) нашли необычное решение проблемы с привлечением дополнительных средств. В конце 2018 на криптобиржах появился токен Bablos, средства с продажи которого должны были пополнить бюджет картины.
На волне возросшей популярности криптовалют и тренда на собственные токены (такой был даже у Ольги Бузовой) этот ход выглядел куда менее сюрреалистично, чем предыдущие. Тизер, пресс-конференция, все по-взрослому. Под раскрутку ICO-кампании организовался еще один сайт, с 2018 и поныне возвещающей о досрочном закрытии кампании в силу достижения нужной цифры.
Если рубли на картину отдавали неохотно, то отдавать Bablos оказалось очень весело: в достаточно короткие сроки набралось более 3.5 млн евро (даже больше, чем просили). Криптоинвесторов пообещали включить в титры, валюта ушла на криптобиржи.
Bablos и по сей день доступен для покупки и продажи, правда, он уже никому не нужен: токен может не торговаться неделями, курс с изначальных $4 за 1 Bablos упал до $2.
Тем не менее, деньги ушли в оборот - на них действительно, как и заявлялось, был организован финальный этап съемок. Еще в мае 2019-го Кинопоиск описывал впечатления от последних съемочных дней, но осенью 2021 года вышел только трейлер с Оксимироном. А где кино?
На сцену выходит Фонд Кино
Незадолго до премьеры, прокатчик, Sony Pictures, разослал пресс-релизы о переносе картины и отказался комментировать произошедшее. К ответу призвали одного из продюсеров, Романа Засурского:
Представители кинопрокатной отрасли рассказали нам, что после нерабочих дней билетная выручка упала на 70%. <...> К тому же, мы видим рекорды смертности от ковида каждый день.
Официальной версией стала острая эпидемиологическая ситуация. Нежелание подвергать зрителей риску заражения и нежелание показывать дорогостоящую картину полупустому залу продиктовали необходимость переноса премьеры.
Причина совершенно логичная, да и авторская группа не выдумала никаких новых ходов: пандемия двигала голливудские релизы более, чем на год, так что скромный переезд с осени на весну не вызывал подозрений.
Тем не менее, если 300 миллионов рублей составили пожертвования, еще немного подкинули спонсоры (к Lexus позднее присоединись WebMoney и Яндекс), откуда ждать больших убытков?
За несколько недель до выхода картины в прокат, объявился Фонд Кино. Из 120 миллионов рублей, выделенных в начале съемок, половину предстояло вернуть. Загвоздка в том, что средства предоставили в 2017 году, до начала пандемии, и парализовавший индустрию локдаун не позволил Sony Pictures в срок выпустить картину, следовательно в срок вернуть деньги.
Наученный горький опытом работы с должниками Фонд Кино направил в арбитражный суд два иска, общей суммой в 84 миллиона рублей. И это в момент, когда настало время запускать масштабную маркетинговую кампанию (а команда проекта закладывала в нее бешеный бюджет и не менее бешеные ожидания). Картина ушла в долги, мечты авторов о сборах в 1 миллиард рублей начали рушиться, дата релиза уехала аж на полгода вперед.
Пойдем выйдем!
Не смотря на историю создания, которую было бы уместно назвать хождением по мукам, нынешняя дата выхода выглядит реалистично. Иски ФК остались исками: дата рассмотрения так и не была назначена. Есть основания полагать, что субсидию планируют вернуть с доходов в прокате, как и поступили бы изначально, в случае выхода картины в срок.
На данный момент, картина с Павлом Табаковым и Мироном Федоровым (Oxxxymiron) в главных ролях должна выйти в прокат 31 марта 2022 года. Успеху может поспособствовать счастливое стечение обстоятельств. Участие в проекте популярного среди поколения Z рэпера хорошо ложится на расширение функций Пушкинской карты, доступной всем гражданам в возрасте от 14 до 22: теперь ей можно оплатить билеты в кино на российские картины.
В худшем случае, еще раз скинемся - теперь на погашение штрафов перед Фондом Кино.