Найти тему
Sovanimation

«Бюро находок». «Это не моя пыль! Это пыль веков!»

Бюро находок – отличная концепция для детского шоу. Рассказать про непонятные, интересные вещи, проследить их историю… в конце концов, понятный конфликт – герой что-то потерял, и бюро находок позволяет это найти. Да, реальные бюро находок не занимаются расследованиями пропаж, но – кому нужны реальные бюро находок, когда можно выдумать и сказочные?

Кстати, а вот именно сказочных бюро находок-то и нет! Аниматоры, ловите идею!
Кстати, а вот именно сказочных бюро находок-то и нет! Аниматоры, ловите идею!

Как и многие другие советские мультфильмы, «Бюро находок» поставлено по книге. Автором литературного первоисточника является почетный автор детских детективов Сергей Иванов: эта серия в итоге и стала его самой популярной – хотя, возможно, кто-то помнит и «Близнецов», и «Малую Пластилиновку», и Татьяну Холмс… Но «Бюро находок» действительно завоевало сердца советских детских – во-первых, из-за интересной и небанальной идеи, во-вторых… ну да, из-за мультика.

В одной из прошлых статей я яростно ругала «Тайны медовой долины» за бесконфликтность и поверхностность детективных сюжетов – и «Бюро находок» замечательно показывает, как надо решать детские детективы, если вы не хотите создавать прям преступление прям с настоящими опасными преступниками. Явный антагонист есть только в двух сериях из четырёх, да и тот несерьёзный – ну не тянет сорока Наталья на повелительницу преступного мира Шапокляк! Да и на Ворону из «Мешка яблок» тоже… Но, тем не менее, даже без её озорного трикстеровского веселья героям есть чем заняться: они ищут пропавшие вещи, которые иногда пропадают не по чьему-то злому умыслу. Вот что я имела в виду, когда говорила, что бюро находок – классная идея для детского детектива: как сделать занимательно, не нагнетая взрослого напряжения!

-2

Истории «Бюро находок», конечно, нельзя назвать в полной мере детективными: расследование в чистом виде происходит только в одной, ну максимум двух сериях, да и те неочевидны и не дают погрузиться в логику и ход мысли «детективов». По сути, это просто миленькие истории про спасательство: мальчика без собаки, новорождённых крокодильчиков, школьницы, людей, у которых пропало «тринадцать предметов первой необходимости»… А спасательство – это лучший детский сюжет: он интересный и заодно учит хорошим вещам. Например, что нужно помогать другим – и здорово, когда твоя работа заключается в помощи другим.

Но в первую очередь «Бюро находок» – это комедия характеров, а характеров тут много. Они, по большому счёту, шаблонные, но всё равно довольно обаятельные: что похожий на Айболита Дедушка, что порывистый пёс Тишка, что ворчливый Попугай, который был усталым и жалующимся на жизнь задолго до ваших Grumpy Cat. Лично для меня в них не хватает изюминки, но это вкусовщина чистой воды – я знаю довольно много людей, которым в детстве были дороги именно эти образы и никакие больше.

-3

Режиссёрами фильма выступили Олег Чуркин и чуть-чуть – Борис Акулиничев: за его авторством остаётся только четвёртая серия из четырёх – зато при этом он выступал худ-постом для всей серии, так что не стоит думать, что это случайно нанятый человек. Разница между его работой и эпизодами Чуркина заметна, но не то чтобы сильно: просто Акулиничеву досталась серия, которая ну вот вообще не детектив, и она получилась более блёклой и морализаторской, чем остальные, но это вряд ли проблема режиссёра – скорее изначального материала. К тому же там всё ещё хорошая анимация и есть даже местами действительно смешные сцены.

Но самые лучшие серии принадлежат Олегу Чуркину: что, в общем, неудивительно, к 1982-му году у него в послужном списке были такие работы, как «Мама для мамонтёнка» и «Крошка Енот». Интересно, что «Олимпиада-80» всплыла в карьере и этих режиссёров; лихорадка по главному спортивному событию десятилетия не оставила никого…

Вообще над «Бюро находок» работала поразительно звёздная команда профессионалов. Даже если не смотреть на имена актёров озвучки – в создании сериала поучаствовали Игорь Шкамарда, Татьяна Абалакина, Виталий Азаровский, Светлана Сичкарь, Владимир Милованов, музыку писал Евгений Крылатов, а текст песни – Пляцковский… Возможно, большинству эти имена ничего не будут значить, но – поверьте, это просто потрясающий состав самых компетентных работников студии. А озвучка! Вицин! Бочкарёв! Невинный! Вишняков! Караченцев! Нарышкина! Румянова песню поёт!

Ну не праздник ли?
Ну не праздник ли?

В отличие от многих других классических советских мультфильмов, «Бюро находок» не особенно подталкивает к диалогу о себе. В ней не особенно хочется ковыряться, как она сделана, как поставлена, какие необыкновенные идеи она транслируют – нет, всё простенько, безыскусно и при всём при этом – целостно. Это не более чем старательно анимированная, без всяких фокусов с пятном, линией и цветом история про несложные вещи, рассказанные понятными словами…

Но именно в этом и кроется шарм серии. Это именно то, за что советскую анимацию помнят и любят – хотя она также была невероятно экспериментаторской и необычной.

«Бюро находок» – не та вещь, которую смотреть обязательно и всем, вот стопудова, жить без неё не сможете – сможете, легко. Другое дело, что с ним жизнь будет ещё немного лучше: это такая маленькая коробочка очарования, суммарно временем чуть больше получаса (да некоторые сериалы дольше идут!), которая нет-нет да порадует душу при просмотре. Может быть, жизнь от неё лучше не станет, но зато переживать её будет немного легче – и радостней.

#советские мультфильмы

#мультфильмы ссср

#бюро находок