Евгения Еловикова
Что мы ждали, отправляясь в Мексику? Тысячи тысяч черепов уложенных в пирамиды? Конечно! Магию и чародейство на каждом углу? Безусловно! Буйство цвета и сложносочиненность форм? Да! Мы получили все ...и еще больше.
Страна больших детей или остров брошенных кукол.
В преддверии одного из самых грандиозных праздников Мексики (День Мертвых включен ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества), мы сразу же окунулись в водоворот подготовительной суеты. Толпы людей, и все через одного со снопами огненного шафрана и скульптурками Девы Марии и Христа. Причем исследовав магазины и церковные лавки, я нашла там дивные куклы, изображающие малыша Иисуса с живыми стеклянными глазами и подвижными ручками и с цветом кожи от шоколадного до молочно-белого. На любой вкус ,так сказать. Я не смогла выбрать. Забрала всех. А как пройти мимо фигурок для вертепа? Их у нас 47, включая миниатюры животных и птиц. Мария, Иосиф, волхвы и горожане. Расставляй их, создавая сложносочиненные композиции, любуйся, играй. Это католическое искусство, но если вспомнить о Дне Мёртвых, на который мы , собственно, приехали, то первое, что бросается в глаза, так это обилие скелетов в кружевах и перьях. Это легендарная Катрина Калавера. Её изображение появилось в 20-х годах 20 века, когда художник-график Хосе Гваделупе Посада создал знаменитую гравюру "Череп щеголихи" (La Calavera de la Catrina).
Смысл в том, что перед смертью равны все, невзирая ни на богатство ни на знатность. С тех пор Катрина - неизменный символ Дня Мёртвых и вариаций на тему её персоны бессчётное множество. Особенно популярны Катрина флиртующая, Катрина невеста и Катрина - Фрида. В одной из лавок я буквально остолбенела перед огромным ящиком, с дотошно сделанным интерьером трактира 19 века, с молодожёнами-скелетами, разодетыми в пух и прах и такими же нарядными, оскелеченными гостями и музыкантами.
Всего около пятидесяти фигур, являющих собой просто жанровое полотно на тему разухабистого разгула. Посуда была медной и керамической, а мебель и инструменты музыкантов деревянными. Это сколько же трудочасов и любви к игрушке?! Катрина встречалась мне с обезьянками, с клетками птиц, торгующая цветами, сахарными черепами и яйцами, а так же беременная или уже с детишками, такими же скелетиками, сидящими у неё на плечах или цепляющимися за её цветной подол.
Катрина есть в каждой мексиканской семье, она сидит за столиками в кафе и встречает вас на входе в гостиницу, ресторан или магазин. Она есть в доме у Диего Риверы и Фриды. И не только она. Куклы там в каждом углу. Расписные карнавальные черти, Иуды непомерных размеров стоят, сидят и парят в воздухе. На всех креслах, стульях и кроватях куклы, куклы, куклы. Кукольный театр и кукольный дом в огромном книжном шкафу и отдельный стеллаж с кукольной посудой. Определенно, Мексика - страна больших детей.
Ну и какой же праздник без пиньяты, этого весёлого развлечения, когда тебе завязывают глаза и ты дубасишь палкой, стараясь попасть по огромной полой игрушке из папье-маше, в которую спрятаны фрукты, сладости и мелкие монетки, которая, в случае удачного попадания, просыпается на тебя сладким дождем. Забаву эту, предположительно, завезли конкистадоры, позаимствовав её у итальянцев . Причем, изначально, игре этой придавалось религиозное значение. Так как традиционная пиньята делалась в форме семиконечной звезды, символизируя этими самыми лучами семь смертных грехов.
Куда уж нагляднее: разбиваешь пиньяту - побеждаешь Дьявола. Рассыпавшиеся из разбитого горшка, спрятанного внутри конструкции, сладости - символ благословения за преодоление грехов. Изначальный смысл забавы стёрся со временем и сейчас вместо Вифлеемской звезды она может выглядеть как мультяшный, диснеевский персонаж.
Вот что впечатлило меня крайне, так это "алебрихе". “Ничего себе народное творчество!" - подумала я, увидев расписных монстров. В каких безумных галлюцинациях можно такое увидеть, в каких снах? Дракона с человеческой головой, рожающего геккона, или скелет собаки сидящий верхом на рогатом тапире в горошек.
Оказалось, что изначально "алебрихе" и являлись плодом горячечного бреда мексиканского художника Педро Линареса, жившего в начале прошлого века. Жил человек спокойно, делал себе пиньяты и, вот ведь не повезло, заболел. Лихорадило человека до галлюцинаций, а может принял что-то не то, но главное результат. Педро выздоровел, а своих нереальных существ из галлюцинаций перенёс в скульптуры из папье-маше, родив, таким образом, целое направление в искусстве. Международное признание пришло к нему только через сорок лет. Сейчас эти игрушки составляют неотъемлемую часть народного промысла.
Для полноты коллекции не хватало куколок вуду, и мы отправились на колдовской рынок Сонора, где среди вязанок кореньев, рогов, копыт, сушеных гадов и банок со снадобьями, обещающих вечную любовь, мы их нашли. По силе воздействия эти куклы не шли ни в какое сравнение с "алебрихе" и всеми остальными. Другая энергетика, другое предназначение.
Кукла-убийца, вызывающая ужас, кукла, которую страшно взять в руки. Пупсы, превращенные чьей-то профессиональной рукой в дьявольские создания. Не знаю, что подумала продающая нам их бойкая молодая ведьма, но с заговорщицким видом сунула в качестве бонуса три отрубленных черных головы. "Канун Дня Всех Святых. Самое время. Пригодится."
На куклы вуду спрос больше, чем на приворотные зелья. Это грустно. Я потом долго не решалась доставать эти подарки Соноры из ящиков. Но энергия имеет способность рассеиваться, а вот запах благовоний колдовского рынка остался, намертво впитавшись в волосы и складки одежды этих исчадий ада.
Ну а конечной целью нашей поездки были острова Ксочимилько, вернее Остров Брошенных кукол. Хотелось своими глазами увидеть мистерию, устроенную безумцем и сделавшую его мировой звездой спустя 10 лет после смерти.
Джулиан Сантана Баррера (1921-2001) в 1975 году бросил семью и обосновался на крошечном островке, ведя на протяжении 25 лет жизнь отшельника, выращивая овощи и общаясь с духами, а именно с духом конкретной девочки, утонувшей рядом с его островком. Чтобы утешить беспокойную душу малышки, он соорудил ей алтарь и начал потихоньку развешивать для неё на деревьях куклы, которые собирал на мусорных свалках во время своих нечастых вылазок в город, выменивал их на выращенные овощи, а иногда искалеченные создания прибивало к берегу его островка (наверняка их подбрасывали селяне из окрестных деревень).
Со временем весь остров заполнился куклами, их там тысяча точно. Сантана умер в возрасте 80 лет, утонув в том же месте, где нашли тело девочки. Остров с куклами уходил на дно, снова всплывал. Под дождями и ветром куклы приобрели зловещий вид. Их лица исказились, одежда истлела, и остров приобрёл вид декорации из фильма ужасов.
На протяжении всех этих лет остров не покидала ни одна кукла. Малыш, которого мы оттуда увезли, с благословения Сантаны Старшего, естественно, стал первой счастливой куклой, нашедшей свой настоящий дом. Он теперь экспонат Музея Мировых Мистерий, но это отдельная история.
Праздник закончился. Уже по дороге в аэропорт за окнами такси проп-лыла вереница грузовиков с трех-метровыми гигантами. Медленно, под грустную мексиканскую песню, звучащую в машине, проплыли крылатые драконы, шестилапые гидры и прочие "чуды-юды", вызывая щемящее чувство и ком в горле. Слёзы потекли по-настоящему, как от прерванного детского сказочного сна. Уезжать не хотелось. Я точно знала в этот момент, что вернусь, чтобы еще раз испытать эти чувства: беспричинное счастье и детскую радость познания чего-то нового и необыкновенного.
facebook.com/people/Евгения-Еловикова/