Роланд Орзабал – один из моих любимых вокалистов на все времена. Такое же мнение я могу выразить касаемо его способностей к написанию текстов. И если в 80-х Tears for Fears, тогда ещё дуэт Орзабала и его друга детства Курта Смита, были вполне себе востребованы, то в 90-х, когда Роланд остался в группе один, редкий новый материал старого бренда встречали неохотно, признавая потенциал коллектива исчерпанным.
Разговор об альбоме «Elemental» ниже:
Сегодня слушаем второй и последний альбом Tears for Fears, записанный Роландом в одиночку, но при этом с помощью сторонних музыкантов (Алан Гриффитс, Гейл Энн Дорси и другие). Это «Raoul and the Kings of Spain», вышедший в октябре 1995 года.
С чего бы начать? Опять-таки, можно просто заявить – Роланд Орзабал и его творчество преступно обделяется вниманием. То есть как – все знают такие крутые хиты, как «Mad World», «Shout», «Everybody Wants to Rule the World». Может ещё вспомнят о «Pale Shelter» и «Sowing the Seeds of Love». Совсем продвинутые меломаны назовут вам «Head over Heels» и «Break It Down Again». Эти песни – главное наследие Tears for Fears и очевидная причина, по которой они лично для меня являются одной из любимых групп.
Что будет, когда речь зайдёт об альбомах? «The Hurting» – великое начало. «Songs from the Big Chair» – один из самых больших хитов 80-х. «The Seeds of Love» – чокнутый долгострой и разочарование для огромной части ожидавших. «Elemental» – а Курт Смит ушёл из группы? В этой связи при упоминании «Raoul and the Kings of Spain» собеседник может вопросительно поднять бровь и спросить у вас: Tears for Fears ещё живы? Действительно.
Первый сингл, он же самая известная песня здесь – одноимённая «Raoul of the Kings of Spain». По какой-то причине официальные клипы той эпохи не загружены на Youtube-канал Tears for Fears, так что с вашего разрешения я буду делиться роликами с других ресурсов и максимально хорошего качества, конечно.
Песня игралась живьём ещё во время промо-тура в поддержку «Elemental» и у неё любопытная история, перекликающаяся с темой всего альбома.
Отец Роланда – француз испано-баскского происхождения, а дед из Аргентины. При рождении Роланду дали именно имя Рауль, но спустя некоторое время он получил более созвучное для англичан нынешнее имя. Но своего первого сына, который родился у него в 1991 году, он всё-таки назвал Рауль.
Сингл очень хороший, стильная роковая песня в духе своего времени. Она же и открывает альбом. Мне очень-очень нравится вокальная партия Роланда.
Интересно разобрать её текст.
When the seventh son of the seventh son
Comes along and breaks the chain
Raoul, Raoul, Raoul and the kings of Spain
Making it plain, making it sane
To turn this loss into a gain
«Седьмой сын седьмого сына» – это достаточно распространённая во многих народах легенда, согласно которой после рождения ты будешь чуть ли не лучшим другом самого Бога и всемогущим целителем, причём не исключено, что свою магию герой будет использовать не во благо добра. Но для этого обязательно нужно стать седьмым подряд мальчиком в семье отца, который тоже был седьмым в своей семье.
У любимой в народе группы Iron Maiden целый альбом 1988-го крутится вокруг этой темы, включая эпичный 10-минутный заглавный трек.
Почему «Kings of Spain»?
Это отсылка к отцу Роланда и к тому, как он с гордостью рассказывал сыну и его братьям, что они состоят в родстве с президентами Аргентины (не факт, что это действительно так). Роланд не думал, что название «Рауль и президенты Аргентины» звучит достаточно хорошо, поэтому изменил его на более привычное – «Рауль и короли Испании».
Куплеты песни полны как библейских, так и привычных размышлений, в частности:
Did you know all mothers come from heaven?
Did you know all fathers come from hell?
That is why they're at sixes and sevens
That is why their marriage isn't well
Not well
Очевидно, что Орзабал вновь рассказывает о своём трудном действии, которое и привело к изначальной концепции группы Tears for Fears.
«At sixes and sevens» – известная английская идиома, обозначающая беспорядок и замешательство. «Их брак не в порядке» – всё понятно.
Не случайно короткое «not well» Роланд произносит очень тихо, едва слышно.
Очень сильное начало альбома. Не совсем концептуального, как выяснится, ведь далее идут куда более приземлённые песни.
Например, «Falling Down». Она рассказывает о каком-то таинственном предательстве. Быть может это предательство совершает сам автор?
Well I lied to the nation
While my reputation ran dry
Здесь вокалист в куплетах переходит на столь необычный манер, намеренно пытаясь сделать вид, будто дух Курта Смита никуда не испарился.
Положительный ответ на вопрос о предательстве даётся уже в следующей песне, трогательной балладе «Secrets». С 1982 года и вплоть до 2017-го Роланд был женат на девушке Кэролайн, подарившей ему двоих детей. О значительном влиянии Кэролайн на тексты группы можно проследить в новых синглах Tears for Fears с их предстоящего альбома «The Tipping Point», где Роланд с грустью размышляет о её смерти.
А вот что происходит в тексте «Secrets»:
It seems we caused a forest fire
With just a flicker of a flame
And now I set alight to everything
Now all I do is cause you pain
«Пожар был вызван простой искоркой. Сейчас я поджигаю всё вокруг, причиняя тебе боль».
Можно попробовать эту историю спроецировать на героя альбома, того самого Рауля. Но ведь Раулем как таковым является сам Роланд Орзабал, мы это прекрасно понимаем. И его долгий брак, казавшийся таким крепким, в 90-х, похоже, только казался таковым.
We could have heal this blindness
With some human kindness
I know secrets kill you
But my love can fill you
Time and time again
Time and time again
It would be so fine
If you could be mine
Что может быть секретами, которые хранит герой? Полагаю, измена, ведь он искренне извиняется перед своим любимым человеком.
Песня выходила синглом и на неё есть видеоклип. Причём в двух версиях. Особенно выделяется именно вторая, где присутствуют кадры семьи Роланда. Я уверен в этом.
Ещё одна попытка создать хит – «God's Mistake». На неё тоже сняли видео, которое мало кто видел. Его нигде не отыскать в хорошем качестве, за исключением сервиса Vimeo. Оно неплохо раскрывает суть самой песни.
Have a friend, calls me up
Says hello and then hangs up
He must have read my mind
These are the days of a different paradigm
Maybe once, even twice
He said "God does not play dice"
Yet if he's everywhere
He's in casinos with aces to spare
«God does not play dice» – известное выражение физика Альберта Эйнштейна. Фразу «Бог не играет в кости» вполне можно трактовать, как «нам всё в этой жизни предопределено, случайностей не бывает».
Нагрузив первую половину альбома весьма крепкими синглами, во второй Орзабал пустился во все тяжкие, не забывая вновь поёрничать. Как пример, ещё одна крайне испанская песня «Sketches of Pain». Испанское в ней не только звучание, но и связь с альбомом культового Майлза Дэвиса, который назывался «Sketches of Spain». Ха!
Также тут найдутся две самые тяжёлые по стилю песни за всю карьеру Tears for Fears – «Sorry» и «Don't Drink the Water».
Первая, несмотря на название, весьма грубоватая.
Sorry
How many times must I say
Life is not a cake to separate
What do I have to do
To save you from worry
Cut off my nose
To spite my face
«Прости. Сколько раз мне нужно сказать это? Жизнь – это не торт, который можно разделить. Что мне ещё нужно сделать, чтобы избавить тебя от беспокойства? Отрежь мне нос назло моему лицу.»
Да уж. Как всё непросто. По сути, если проследить историю альбома до конца, то однозначного ответа слушатель не найдёт. Например, послушав «Me and My Big Ideas», одну из лучших песен здесь, в которой Роланд воссоединяется с замечательной Олетой Адамс (слушать «Woman in Chains»), можно было бы ожидать какой-то развязки. Только как бы не так.
Me and my big ideas
Won't wash away your tears
No one else seems to mind
That I'm not that kind
А, ну и не совсем понятно наличие сразу двух «Los Reyes Católicos». Они мало что дают слушателю, кроме всё тех же испанских аллюзий.
Проблемы этого релиза начались с того, что Роланд без Курта оказался не нужен крупным рыбам. После почти полного коммерческого провала «Elemental» его последователь был обречён стать аутсайдером.
Перед тем, как выпуск «Raoul and the Kings of Spain» утвердился, Tears for Fears внезапно покинули свой старый лейбл Mercury и подписали контракт с Epic Records. В итоге Mercury уже запустили промо-компанию с готовым треклистом, а когда альбом вышел на новом лейбле – треклист был несколько изменён: в первоначальной версии не было «Humdrum and Humble» и «I Choose You», зато имелся би-сайд «Queen of Compromise».
Турне в поддержку альбома тоже не сказать, чтобы стало большим откровением, хотя Роланд заезжал даже в такие экзотические страны, как Чили и Колумбия. В весьма неплохом качестве доступен его концерт в Бразилии, сыгранный в июле 1996 года.
Коммерческая неудача «Raoul and Kings of the Spain» всё же заставила Роланда отказаться от вывески Tears for Fears вплоть до наступления нового тысячелетия.
Мой вывод: это неплохой альбом, но мне нравится он гораздо меньше, чем все предыдущие. Музыка больше отвечает своему конкретному периоду, а тексты крайне непростые для восприятия. Хотя я искренне попробовал в них разобраться. И хорошо, что в итоге брак музыканта сохранился, пускай и конец этой истории оказался очень грустным.
Предлагаю своим слушателям попробовать вникнуть в эту пластинку, а заодно поделиться мнением о «Raoul and Kings of the Spain» в комментариях.
Релизы Tears for Fears в 80-х:
Почитать о других интересных альбомах можно по активному тегу #разбор альбомов от romanist music