Найти тему
Илья Клишин

Как Чуковскому удалось «оскорбить его величество» — и все равно выиграть дело в суде

Молодой Корней Чуковский. Картина Репина
Молодой Корней Чуковский. Картина Репина

В 1905 году будущему классику нашей детской литературу исполнилось всего 23, но он уже многое успел. Стал успешным журналистом, сам выучил английский и даже съездил в Англию в долгую командировку (и это все несмотря на циркуляр о кухаркиных детях и отчисление из гимназии!).

В разгар революционных событий Корней Чуковский переезжает из Одессы в Петербург. Там молодому южанину-вундеркинду помогает популярный писатель Куприн — именно он ищет издателя, который даст ссуду на выпуск нового сатирического журнала «Сигнал».

В «Сигнал» Чуковский собирает просто блестящую команду — того же Куприна, Тэффи, Сологуба и других.

Журнал был очень жесткий по отношению к царю, правительству и полиции. Вот несколько шуток оттуда:

-2
-3

А один из номеров заканчивался прозрачной шуткой — как бы письмом от ребенка, которое пришло в редакцию: «Дорогая редакция! Мне очень хочется получать ваш милый журнал, но мама мне не позволяет. Коля. Р.».

Чуковский как издатель был арестован по статье за «оскорбление величества». Процесс был закрытым, но тем не менее, Чуковский вышел на свободу.

Дело в том, что его взялся защищать знаменитый адвокат Грузенберг, который и выиграл суд. Вот фрагмент его выступления:

Что делает мой подзащитный? Он рисует осла, дегенерата, пигмея. И [прокурор] имеет смелость утверждать всенародно, будто это священная особа его императорского величества, ныне благополучно царствующего государя императора Николая II. Пусть он повторит эти слова, и мы будем вынуждены привлечь его, прокурора, к ответственности, применить к нему, к прокурору, грозную 103 статью, карающую за оскорбление величества!

Подписывайтесь на канал, пожалуйста. Здесь мы вместе делаем русскую литературу великой снова!