Найти в Дзене
Музикус

Прав ли был Пушкин в "Моцарте и Сальери"? Немного фактов

"Моцарт слишком щедро расточал свои силы и очень часто писал не по вдохновению, а ради нужды" ( Петр Чайковский)
Источник: Цитаты и афоризмы. https://citaty.su/vyskazyvaniya-znamenityx-lyudej-o-volfgange-mocarte Что было раньше: Моцарт и Сальери - где правда? Разбираемся Подлинное письмо Сальери, о котором шла речь в предыдущей статье, было написано в марте 1821 года графу Генриху Вильгельму Гаугвицу, в замке которого Сальери неоднократно бывал. Напечатано вместе с фотокопией в 1959 году в "Ученых записках Брненского университета" [VIII, 3] моравским ученым, профессором Яном Рацка. К письму прилагалась партитура "Реквиема", написанного Антонио Сальери. Вот перевод этого письма: "Когда Ваше Превосходительство получит это письмо, Господь уже призовет к себе пишущего эти строки. К настоящему письму прилагается, в соответствии с моим обещанием, подлинник моего Реквиема, который я приношу в дар, прося лишь взамен, чтобы он был исполнен в Вашей частной капелле ради спасения моей души". Мало
Оглавление

"Моцарт слишком щедро расточал свои силы и очень часто писал не по вдохновению, а ради нужды" ( Петр Чайковский)
Источник: Цитаты и афоризмы.
https://citaty.su/vyskazyvaniya-znamenityx-lyudej-o-volfgange-mocarte

Рисунок Михаила Врубеля к Маленьким трагедиям А.С. Пушкина ("Моцарт и Сальери" 1830)
Рисунок Михаила Врубеля к Маленьким трагедиям А.С. Пушкина ("Моцарт и Сальери" 1830)

Что было раньше: Моцарт и Сальери - где правда? Разбираемся

Подлинное письмо Сальери, о котором шла речь в предыдущей статье, было написано в марте 1821 года графу Генриху Вильгельму Гаугвицу, в замке которого Сальери неоднократно бывал. Напечатано вместе с фотокопией в 1959 году в "Ученых записках Брненского университета" [VIII, 3] моравским ученым, профессором Яном Рацка. К письму прилагалась партитура "Реквиема", написанного Антонио Сальери.

Вот перевод этого письма:

"Когда Ваше Превосходительство получит это письмо, Господь уже призовет к себе пишущего эти строки. К настоящему письму прилагается, в соответствии с моим обещанием, подлинник моего Реквиема, который я приношу в дар, прося лишь взамен, чтобы он был исполнен в Вашей частной капелле ради спасения моей души".

Мало того, что письмо, фактически, повторяет формулу типичных последних посланий самоубийц ("Когда вы получите это письмо, меня уже не бужет в живых"), но и ситуация с собственным "Реквиемом" до боли гротескно напоминает ситуацию с "Реквиемом" Моцарта. Просьба отслужить по нему "Реквием" также наводит на мысль о самоубийстве.

И Моцарт, и Сальери были "добрыми католиками", воспитанными в "лоне церкви", и Библия с историями убийства Авеля Каином и предательства Иисуса Христа и последующим самоубийством Иуды были тем, что впитывалось подсознанием, становилось устойчивым впечатлением с детских лет. Так что мучительные угрызения совести в случае причастности к насильственной смерти или участия в ее организации на кажутся чем-то неправдоподобным. Тем более, что уже через год такая попытка самоубийства, на этот раз, с помощью опасной бритвы, чуть не увенчалась успехом и была официально запротоколирована.

Антонио Сальери  (Иллюстрации Михаила Врубеля к "Маленьким трагедиям" Пушкина)
Антонио Сальери (Иллюстрации Михаила Врубеля к "Маленьким трагедиям" Пушкина)
Моцарт, Сальери и бедный скрипач (Иллюстрации Михаила Врубеля к "Маленьким трагедиям" Пушкина)
Моцарт, Сальери и бедный скрипач (Иллюстрации Михаила Врубеля к "Маленьким трагедиям" Пушкина)

Почти все документальные источники связывают эту последнюю неудавшуюся попытку самоубийства Сальери с его признаниями в убийстве Моцарта. Поэтому убежденность в этом венцев - современников обоих, существовала. Даже Бетховен, ученик Сальери, не сомневался в факте преступления и причастности к нему своего учителя.

Противоположная точка зрения заключалась в том, что Сальери не имел особой нужды ни завидовать положению Моцарта, ни желать его смерти, так как он был "хорошо устроен, имел надежно обеспеченный заработок, а после ухода с придворной службы его ожидала пенсия. Почему он должен был завидовать человеку, о котором было известно, что у него нет ничего?". Так писал в предисловии к английскому переводу маленькой трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" музыковед Эрик Блом. Сальери имел многие блага и отличия и был официально признанным первым придворным капельмейстером при дворе Австрийского императора. У него было множество учеников: среди них известные композиторы, наиболее выдающиеся из которых - гениальные Бетховен и Шуберт. На его парадном портрете грудь украшена золотой императорской медалью и французским орденом, пожалованном ему наряду с другими придворными Габсбургов. Есть все основания быть довольным жизнью, а довольство жизнью свмо по себе ну никак не провоцирует совершение преступления "из зависти"!

У Моцарта таких наград не было. Свой орден Золотой шпаги, дающий право на дворянство и пожалованный Папой еще в отрочестве, он не носил, и правом этим никогда не пользовался. Версия Пушкина тогда представляется этаким романтическим "вымыслом" - историей ревности, глобальным обобщением или гениальным прозрением в души его персонажей.

Кадр из фильма Милоша Формана "Амадей" 1984
Кадр из фильма Милоша Формана "Амадей" 1984

Однако Блом был прав только отчасти. Одно лишь сильное чувство зависти вполне может служить мотивом для преступления. Примеров более, чем достаточно, начиная с той же библейской истории Авеля и его брата Каина. Есть также и факты, что Сальери был подвержен этой негативной страсти. Людвиг ван Бетховен (напоминаю, он официально был учеником Сальери, как многие музыканты того времени) в письме от 7 января 1809 года жалуется издателям Брейткопфу и Гертелю на происки своих врагов, "из которых первым является господин Сальери". Не кажется ли это странным? Также биографы Франца Шуберта, признанного венцами "короля песен" и младшего современника Бетховена, кстати, тоже ученика Сальери, описывают интригу последнего, которая помешала гениальному Шуберту получить место скромного учителя музыки в Лейбахе. Доподлинно известно, что именно отсутствие постоянного места работы привело к тому, что "король песен" впал в настоящую нищету, приведшую его вместе с болезнью, к безвременной смерти в 31 год.

Создается странное и гнетущее впечатление, что "обласканный славой" царедворец действительно был жестким завистником, который мешал даже своим самым талантливым ученикам в продвижении по службе и карьере, а также, жизненном устройстве. Как похоже на ситуацию с Моцартом, у которого к концу жизни уже не было ничего, кроме ГЕНИЯ!

Достойна упоминания одна деталь: в пушкинской маленькой трагедии Сальери говорит о яде, как "последнем даре моей Изоры", который он "осьмнадцать лет" носит с собой. Такой "дар" действительно имел место в жизни Сальери согласно исследованию дирижера Карла Марии Писаровица, который опубликовал в 1960 году в зальцбургском Моцартеуме свои Сообщения [№3-4] под названием "Saleriana", где указал подлинное имя любовницы Сальери и установил хронологию их отношений вплоть до смерти последней. Маэстро Писаровиц назвал трагедию Пушкина "поистине шекспировской царственно-драматической поэмой", над которой наш великий поэт работал много лет, раскрыв по сути загадку смерти величайшего композитора.

Моцарт (Иннокентий Смоктуновский) и Сальери (Николай Симонов) в "Маленьких трагелиях" Пушкина 1971 года
Моцарт (Иннокентий Смоктуновский) и Сальери (Николай Симонов) в "Маленьких трагелиях" Пушкина 1971 года
Моцарт (Валерий Золотухин) и Сальери (Иннокентий Смоктуновский) в постановке "Маленьких трагедий" Пушкина 1979 года
Моцарт (Валерий Золотухин) и Сальери (Иннокентий Смоктуновский) в постановке "Маленьких трагедий" Пушкина 1979 года

В двух постановках "Маленьких трагедий Пушкина в советском кинематографе, 1971 и 1979 годов гениальный Иннокентий Смоктуновский великолепно сыграл и Моцарта (1971), и Сальери (1979) в парах с Валерием Золотухиным и Николаем Симоновым. Исполнение и трактовка образов, наверное, лучшие в своем роде.

Но помимо психологической трактовки трагедии существует еще теория заговора, о которой уже упоминалось в предыдущих публикациях на канале. И эта версия со временем становится все более убедительной, если не сказать, популярной. Так в чем же дело? Расскажем в следующей статье.

Продолжение следует...

Спасибо, что дочитали до конца! Обсудим в комментариях?Подписывайтесь на канал, не пропускайте новые статьи и песни. Если понравилось, не забудьте поставить лайк

Популярные публикации на канале:

  • "Снился мне сад в подвенечном уборе..."
  • "Не растравляй моей души воспоминанием былого..." стихи Евгения Баратынского, музыка Андрея и Ольги Петровой
-7
-8

Подписывайтесь на канал. В нем есть и жизнь, и философия, и даже юмор с самоиронией. Интересные истории про музыкантов - мужественных людей, силой воли преодолевающих смертельные болезни и делающих увечья путем к совершенству.

Про забавного котика, вообразившего, что может осчастливить целый мир. Получится или не получится?

Серия про живопись автора и живопись вообще

И много хорошей музыки в авторском исполнении. Мир русского романса раскроется перед вами благодаря уникальному голосу Саши Сукоркина. Сейчас как раз записываем новый репертуар. Поддержите молодой канал!! Комментируйте, высказывайте, ругайте, если надо. Не оставайтесь равнодушными)) Не стесняйтесь отзываться на видео.