Найти тему
О технике и не только.

Зимники Полярного Урала. Прощай Павл и родственники. Путь домой.

...Она коренная мансийка, с Няксимволя и дальше его не была нигде . Оказалось в Няксимволе есть аж целых два магазина, проживает там человек 600-700, многие только на лето приезжают. Жить там можно ну это если не пить конечно. Можно лосей, медведя добывать, соболя. Можно рыбу ловить, но чаще всего её черпают в загородке (это забор в воде), которую я уже видел. Можно собирать ягоды и кедровые шишки, но сбыт всего этого богатства организовать сложно и тяжело.

-2

Вот и повадились к манси какие-то тёмные личности приезжать да выменивать на cпиpт и прочую гадость, всё что манси добыли. А пьяный манси всё что угодно отдаст. Кто поумнее тот сам старается отвозить в города к родственникам клюкву, шишки, те же шкури и шкурки.

Например у Павла в Серове и в Екатеринбурге по брату есть, им он отвозит что сможет добыть. Клюква и шишки идут всегда, ну а шкурки соболя так вообще на расхват. Ещё у Павла есть дом в Хорпие. Там живёт самый младший его брат. И машина легковая у Павла есть, но вот ездить на ней можно только зимой. Сейчас у него перегон стада оленей. А встанут на место там на Севере и он уедет на сдачу.

Я не стал уточнять, что он будет сдавать, не моё это дело. Понял я чисто для себя, что если с умом ко всему подходить, да не пить, то жить и здесь можно. Вот Павл же не пьёт, а если бы хлебал эту огненную воду то ничего бы не имел.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Попробовали немного поспать. Мансиечка прижалась ко мне. Приобнял её. И не отпустил... Я уж грешным делом стал мансийку с собой в город зазывать, но только наотрез она отказалась...

Утро, я полусонный зашёл в чум Павла, там уже сидели довольные Гоша и Фёдор. Оказывается, и Гоша теперь Павлу родственник стал! Поели плотно, чай попили, но по вкусу там уже только мята была, и никаких других травок специфических.

На градуснике -15 всего. Собрали нас в дорогу, еды всякой надавали на десять человек хватило бы. Павл увёз нас к грузовикам. Немного подогрели поддоны. Дизеля запустились без проблем, можно было и не греть, Гоша просто хотел новую газовую горелку опробовать каталитического горения.

Нормальный такой аппарат, но если ветер сильный-то мог и загасить пламя.

-Я после на него кожух смастерю, вообще круто будет. -подвёл итог испытанию Гоша.

А у меня вообще под поддон труба была приделана, что бы прямо в неё паяльную лампу вставлять. Пока движки прогревались, ещё раз осмотрели машины.

-Ну что шагнём?

-Да, пора.

Душевно попрощались с Павлом. Мы уже выехали на зимник, а Павл стоял на своем снегоходе и смотрел нам в след. О чём он думал, сие мне не ведомо. Но за три дня и в самом деле он стал какой-то не то что родной, а просто близкий человек. Да и не всё я понимал тогда, в свои-то 24 года. Вот так я познакомился с манси, и мы втроём стали родственниками Павла. Ну сам понимаешь!))

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Весело бегут наши машины, всё-таки путь домой. Вечером мы уже стояли в Приполярном. Поужинали олениной и спать. В кабине конечно не так уютно как у Павла в гостях, но за-то выспаться можно.

Утром морозец слегка придавил примерно за -30. Это не есть хорошо. Из-за резкого перепада температур может лёд треснуть. В принципе мы прошли уже реки. Сейчас рывок до Хулимсунта а там... Тьфу, тьфу, тьфу! Лучше не загадывать. А то уже загадал один раз!

За руль напросился Фёдор. Гоша первый потихоньку выходит на лёд, мы за ним. Не торопимся, греем редукторы и коробку. Постепенно КамАЗ разбежался. И довольно неплохо идём. Солярки бочка осталась, в обед перельемся. Гоша встал.

-Что там? –прокричал я в рацию.

-Приехали! Машина под лёд ушла!

Пошли смотреть. Прямо по нашей стороне грузовик под лёд ушедший. Это КрАЗ, они часто проваливаются, видать из-за того, что тяжёлые, да и грузят на КрАЗы по многу, почему-то. Хотя этот просто фургон-вахтовка. Людей никого нет рядом, КрАЗ уже льдом тонким схватился, значит примерно сутки как провалился.

Пошли смотреть как его объехать, правее есть следы, толи ГАЗ-66 прошёл, а может и ЗиЛ полноприводный.

-Я думаю должны мы здесь, по этим следам протиснуться, мы же пустые, вес небольшой. –сказал Гоша.

-Тож так думаю. –согласился Фёдор.

-Ну тогда пробуем.

-Я первый пойду. –решительно сказал Гоша. –Протопчу снег, вы потом по моей колее шагайте, но когда я уже остановлюсь и "отмашку" дам.

-Давай, с Богом.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

И Гоша начал топтать обход в снегу, точнее расширять его. Здесь нужны стальные нервы и терпение. Вперед-назад-вперед... это не снежные языки которые можно пробить ходом. То же самое предстоит и нам. Гоша уже далековато отъехал, сейчас и мы начнём.

Я сел за руль. КамАЗ лишь немного колею расширил. Я почти не сдавал назад, всего в двух местах немного потоптался, просто повезло. Спасибо Вам Госпожа Удача! Ночью без приключений доехали до Хулимсунта. Остановились на ночёвку.

-Мужики айда ко мне. –прокричал Гоша в рацию.

-Уже идём.

Гоше в дорогу заботливые мансийки дали тефтели из оленины. Я уселся на спальнике, Федор справа, Гоша вынул плитку, газовый баллон и большую сковородку. Тефтели выложили на сковороду, залили водой и накрыли крышкой. В итоге получились отварные тефтели в бульоне, на гарнир были взрыв-пакеты (лапша быстрого приготовления). Отличный ужин по здешним меркам получился. Поели и баиньки по кабинам. Завтра же важный день предстоит: привезут солярку, после посетим магазин, и если повезёт, то купим горячего хлеба…

Как обычно закон подлости: Утро началось с бурана, никогда не видел стену из снега! В такую погоду из кабины выйти уже проблема. Наверное, конец света начинается так. -23 и буран который на глазах заметает машины. Подкрепились что нам манси дали, да ещё и армейский сухпай с Фёдором по братки на двоих разделили, затем горячим чаем запили, и опять спать примостились А что ещё остаётся делать в такую погоду.

Только ночью буран стал стихать, движок стал с перебоями работать.

- Гриша Походу воздушный фильтр забило.

-Ага слышу. Ты сиди, я сам справлюсь.

Заглушил я дизель, выхожу, а снег аж по колеса КамАЗ засыпал, даже дверца за него задевает. Снял крышку воздухофильтра, вынул его, очистил от снега. В кузов за лопатой слазил, стал снег от кабины отбрасывать, чтобы можно было выходить не черпая обувью. Фёдор не удержался вылез из кабины меня на лопате сменил. Так почитай более суток долой.

На следующий день только началась борьба со снегом, пришла техника: бульдозеры, грейдеры мощные. Мы же использовали это время для похода по магазинам. Купили продуктов, чай, свежей колбасы и горячего хлеба. Фёдор попросил чекушку, я не против, купил.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Мы её и оприходовали у Гоши в «Урале». Душевно посидели, мясо что нам манси дали было уже съедено. Но и лапша с колбасой да со свежим хлебушком в радость, потом долго чай пили. Так мало для счастья человеку надо.

Вечером привезли солярку, мы залили баки и все бочки.Мужики, которые привезли нам солярку рассказали, что зимник начали пробить сразу с двух сторон. Это вообще в радость. И уже на следующий день мы встали в колонну из пустых бензовозов. Прямо настоящий конвой получился.

Надо отдать должное геологам (это их зимник) пробили они его быстр. Ну и газовики конечно не плохо им подсобили. Они же тоже им пользуются. Хотя караваны с грузом в основном к ним заходят через Агириш или через Светлый. А вот для нас это большой крюк. Нам ближе через Ивдель идти, как и геологам.

Идём в колонне бензовозов, скорость они держат приличную, мы тоже к такому темпу приноровились. Навстречу прут колонны грузовиков, это те что скопились из-за бурана. Несколько раз навстречу попались мощные шестиосные БАЗы с буровыми установками, они заходят на всё лето.

Четырёхосные бортовые ТАТРы навьюченные как верблюды тащат за собой жилые вагончики. Бензовозы, одиночки и с прицепами, тягачи с полуприцепами, вахтовки, фургоны, открытые бортовики со всяким разным оборудованием. Тралы со всевозможной техникой. И вся эта мощь катит на Север, осваивать Полярный Урал.

-Вот это техника!

-Да уж главное, чтобы лёд на зимнике выдержал. –вон сколько тяжеловесов прёт. –добавил Фёдор.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

В Няксимволе вся колона встала на обед. Несколько шофёров пошли в магазин, Фёдя за ними. Купил копчённой колбасы, хлеба, ну и конечно же лапшу, глаза бы мои её не видели. Включили телефоны.

-Есть сеть! «Ютел» ловит. – первым делом я позвонил родителям, и обрадовал их что со мной всё хорошо.

Фёдор тоже позвонил, домой, а потом в АТП коротко доложил, что мы возвращаемся. Колонна тронулась дальше, и опять быстрый темп. Ночевали мы уже в Ивделе. Настроение… конечно же приподнятое, домой же катим. Утром завтрак с остатками растворимого кофе у Гоши в «Урале». Осмотрели машины. У нас слабое колесо на заднем мосту, делать не стали, просто подкачали.

-Ну чё мужики, мне на Екат надо, там груз возьму до дома. –помолчал немного. –Да весёлый рейс выдался.

-Нормально так. –усмехнулся Фёдор.

-Согласен, будет что вспомнить. –добавил я.

-Давайте мужики, свидимся поди. –Гоша протянул руку.

-Ну да, увидимся обязательно, спасибо тебе Гошан за всё.

-Да брось ты.

Короче попрощались мы просто без всякого пафоса, по мужски. Дымнул «Урал» и пошёл своей дорогой, а мы своей. В колонках магнитолы песня «Москва-Иркутск», рация иногда шипит, разговоры. На душе маленькая гордость, что не смотря на трудности мы возвращаемся домой. КамАЗ проглатывает километры трассы Серов-Свердловск. Своротка на Качканар, а там уже и 150 километров до Лысьвы.

-Гриш дай я за руль сяду, ну пока гаеров нет, пожалуйста. А то, когда ещё возможность будет порулить.

-Да без проблем, садись.

Знал бы он что порулить ему ещё придётся, но в другой раз (а это уже совсем другая история). За руль я сел уже перед Горнозаводском. Там нас и остановили. Хмурый гаишник на посту долго проверял наши документы, докопаться не до чего, да и пустые мы, что с нас взять. И поэтому «Счастливого пути». 70, 50… 10 километров, вот и Лысьва.

В АТП мы заехали в три часа ночи. Отбили снег с КамАЗа и спать улеглись в кабине. Утром сдали документы, директор как обычно после такого рейса дал нам трое суток отдыха. По домам.

А дома уже стол накрыт, отец с мамой встречают. –Ну с приехалом сынок!

Вот так и закончился тот необычный и как я тогда думал трудный рейс. Но это я так думал...

***

Первую часть читать здесь:

.Рассказ написан по воспоминаниям Григория Гусарова автором канала "О технике и не только"

Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал.

Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !

Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях.