Ни разу не видела, чтобы эти фильмы сопоставляли, — а ведь у них есть очень мощная общность. Главные герои этих кинолент, созданных в разное время, раскрывают один и тот же архетип — Героя. Это архетип, который борется за изменение мира к лучшему, спасая на своем пути тех, кто слабее и попал в беду.
Кроме этого, есть и еще важное сходство: в обоих лентах рассказывается про переходные и трагические времена нашей страны — это и Гражданская, и Великая отечественная войны (в «Офицерах»), и бандитские 90-е годы — в фильмах «Брат» и «Брат 2» (к тому же там упоминаются чеченские войны).
Так вот, возвращаясь к вопросу, который озвучен в заголовке этой статьи — чего же избегают главные герои этих фильмов? Ответ может показаться неожиданным, и все же он верен: они избегают роскоши, при этом делая это не специально, а в силу особенности архетипа.
Дело в том, что при всем многообразии обстановок, которые используются для раскрытия архетипа Героя в кино, два направления прослеживаются очень четко.
Прежде всего, это спартанские условия: лаконичные интерьеры, казармы, общежития, простые комнаты, спортивные залы. Второе — это выделение характера Героя на фоне чуждой ему роскоши. И в фильме «Брат 2», к примеру, это используется за счет дорогих интерьеров медийных звезд, классического лицея и ультрасовременных американских небоскребов.
Все эти роскошные интерьеры — часть другого мира, с которым у Героя противостояние. В фильме подчеркивается его чуждость этому миру.
Конечно, определенная суровость обстановки чаще всего диктуется условиями, в которых действует Герой — очевидно, что на войне или на военной службе нет места декору, украшательствам, пуфикам и стилевым изыскам. Однако и в мирное время обстановка Героев часто весьма скромна.
Так, в «Офицерах» даже в спокойные времена в квартирах не увидеть какого-то стилевого разнообразие. Здесь нет ничего лишнего, все предусмотрено таким образом, чтобы иметь возможность в любой момент встать, собраться и переехать туда, куда пошлет Родина.
Кстати, в этой походной обстановке архетип Героя очень тесно смыкается с архетипом Искателя. Они оба — странники, но подход к пространству вокруг них разный. Искатель делает ставку на функциональность и комфорт, Герой же в целом не обращает особого внимания на интерьер. Порой и вовсе создается впечатление, что ему должно быть дискомфортно, поскольку это закаляет его характер.
Удивительно, но в жизни архетип Героя выражается совершенно по-другому — в частности, в его интерьере нередко присутствуют те самые «стеклянные небоскребы». О том, как это происходит, вы можете прочитать на сайте проекта по дизайн-психологии «Морошка и Смыслы».
Дорогие друзья, я буду очень признательна вашим лайкам и комментариям. Приглашаю подписаться на мой канал, где я постараюсь радовать вас новыми статьями на тему человека в пространстве.
Фото взяты из открытых источников.