6 забористых испанских триллеров

4,9K прочитали

Всем привет. Как вы уже знаете, к испанскому кино у меня особое отношение: люблю за чёрный юмор и крайний цинизм. В рамках очередной киноподборки представляю несколько напряжённых фильмов, в диапазоне от психологического триллера до лавкрафтовского хоррора.

"Нечувствительный"/Insensibles (2012)

Всем привет. Как вы уже знаете, к испанскому кино у меня особое отношение: люблю за чёрный юмор и крайний цинизм.

У одного испанского хирурга - тяжёлая болезнь, нужен донор. Он обращается с этим к собственным родителям и выясняет, что приёмный. Врач начинает копать и выходит на интересную историю, которая началась в 30-е годы, в закрытой больнице, где некий доктор Ампутир проводил опыты над группой детей, не чувствующих боли. Потом началась гражданская война, больница переходила из рук в руки: там побывали и республиканцы, и франкисты, и немецкие фaшисты. Затем больницу переделали в тюрьму, а один из бывших пациентов стал пытoшных дел мастером...

Бытие бесчувственных детей, для забавы поджигающих и рeжущих себя, показано во всех подробностях. Но этот фильм - не ужастик и даже не детектив, как может показаться по описанию. Это - метафизически-метафорическая притча, про гражданскую войну. (Для испанцев - до сих пор больная тема, как для русских - революция.) На любителя, сразу говорю, но лично я посмотрел с удовольствием.

"Глаза Хулии"/"Прозрение"/Los Ojos de Julia (2010)

Всем привет. Как вы уже знаете, к испанскому кино у меня особое отношение: люблю за чёрный юмор и крайний цинизм.-2

У симпатичной немолодой женщины по имени Хyлия (Джулия, если угодно) покончила с собой сестра. Покойная страдала болезнью, при которой человек постепенно слепнет, хотя ему может помочь операция - сестре, судя по всему, не помогла, потому она и наложила на себя руки. Но Хyлия уверена, что это убийство.

Вскоре некто начинает преследовать и саму Хyлию, и она по ходу дела слепнет, что, разумеется, не поможет ей бороться с мaньяком...

Сразу хочу сказать: это не детектив, поэтому не пытайтесь вычислить маньяка. Еле заметные подсказки есть, но фильм немного не о том. Главное тут - гнетущая атмосфера с привкусом сюрреализма, как умеют снимать испанцы. Есть несколько изящных визуальных решений: например, как заставить зрителя понять, как чувствует себя слепой - не чёрный же экран показать? И ведь придумали, как! Очень мощный, к тому ж притчеобразный триллер.

"Заклятье. Дом 32"/Malasaña 32 (2020)

Всем привет. Как вы уже знаете, к испанскому кино у меня особое отношение: люблю за чёрный юмор и крайний цинизм.-3

1976 год, Испания. (Дата важна: недавно отдал концы диктатор Франко, страну лихорадит.) Некая семья понаехала из деревни в столицу и сняла просторную квартиру в старой многоэтажке. Быстро выясняется, что на этих квадратных метрах обитает какой-то призрак в виде инфернальной старухи, который норовит украсть у семьи маленького сына. Потом, впрочем, возвращает. Видимо, у мрaзи появилась более важная цель...

Как вы уже поняли, это очередной хоррор про очередную жилплощадь с привидениями, но... С сильным католическим уклоном, цинизмом и прочим чисто испанским колоритом. К тому же, я обожаю эстетику старинных испанских многоэтажек (см. "Коммуналку" моего любимого Алекса де ла Иглесиа, писал о нём тут.)

"Захват"/Secuestrados (2010)

Всем привет. Как вы уже знаете, к испанскому кино у меня особое отношение: люблю за чёрный юмор и крайний цинизм.-4

Для американского или западноевропейского обывателя самый страшный кошмар - это вторжение в его личный мирок, ограниченный уютным жилищем. Сколько на эту тему снято фильмов: тут вам и комедии ("Один дома"), и триллеры ("Ты следующий!"), и фантастика ("Судная ночь"). Что ж, вот ещё один фильм. Быть может, и не самый лучший, но уж точно один из самых реалистичных.

Преуспевающая испанская семья въехала в новый роскошный особняк, и тут - бац! - к ним под вечер вломились трое албанских грабителей. Хозяева даже не пытаются оказать сопротивление - они загипнотизированы ужасом. Причём страх у них вызывает не то, например, что грабители вооружены (это выясняется не сразу) - а сам факт вторжения. В итоге они могут лишь размазывать по морде сопли и просить, чтобы их оставили в покое, и не только женщины, но и отец семейства, хотя, казалось бы, даже загнанная в угол мышь огрызается, особенно если речь идёт о защите потомства... Так что основная интрига здесь не в том, накажут ли грабителей. Правильнее сформулировать иначе: перестанут ли герои быть слизняками? Ну и поскольку это еврохоррор, то чем всё кончится, предугадать довольно сложно.

Реализма добавляет и то, как снят фильм - несколькими длинными планами. Вплоть до того, что происходящее на экране подчас разделяется на две независимых истории, а затем вновь соединяется в одну - это надо видеть. В общем, сильный фильм. Рекомендую. Особенно если нервы крепкие.

"Наследие Вальдемара"/La herencia Valdemar (2010)

"Наследие Вальдемара 2: Там, где обитают тени"/La herencia Valdemar II: La sombra prohibida (2010)

Всем привет. Как вы уже знаете, к испанскому кино у меня особое отношение: люблю за чёрный юмор и крайний цинизм.-5

Одна дама отправилась в глубинку, чтобы оценить старинный особняк и произвести опись имущества. В особняке она нашла труп своего предшественника и какое-то существо, похожее на зoмби. Даму спасли местные (весьма странные люди), а действие фильма переносится на сто лет назад - когда в особняке жил сам Вальдемар, фотограф, имевший несчастье спутаться с самим Алистером Кроули...

...Если первая часть фильма была затянувшимся прологом, то во второй наконец-то начинается действие. Девушка-оценщица, а также примкнувший к ней частный детектив обнаруживают, что в особняке Вальдемара орудует некий культ, приносящий жертвоприношения. После встречи с местным дурачком, который общается с манекенами, принимая их за живых людей (чумовая сцена!), начинается survival horror с забегом по подземельям, потом герои попадают прямиком на церемониальный обряд культистов, намеревающихся уничтожить мир, призвав... как вы думаете кого? Самого Ктулху, без шуток! Обряд заканчивается весьма неожиданно, на комедийной ноте, которая, однако, общей картины не портит. Ближе к финалу будет ещё несколько интересных откровений.

Впечатления смешанные. Обе серии отлично складываются в цельный, интересный фильм. Дюже хорош дурачок, сыграющий важную роль в концовке. Но вместе с тем испанцы замахнулись на Говарда нашего Филлипса Лавкрафта (он даже появляется во плоти), щедро эксплуатируя его наработки: Некрономикон, Ктулху... Но в XXI веке использовать эти образы не в пародийном ключе, а на полном серьёзе уже, пожалуй, невозможно. Если только иносказательно, а тут всё открытым текстом. При этом лавкрафтовская атмосфера в фильме отсутствует напрочь, хотя видно, что старались. (Показать образину со щупальцами на мoрде и сказать, что это Ктулху - это ещё не атмосфера.) Так что сами решайте, надо вам это или нет.

Всем спасибо! Добавляйтесь!