Найти в Дзене

Где моё "тело"?

Современный мир невероятно текуч и многообразен. Большие технические возможности дают неограниченный ресурс для изменения и совершенствования себя и своего тела. Неудивительно, что огромное количество людей стремятся скинуть с себя ненавистные килограммы, поднять опущенный бюст, уменьшить нос, увеличить губы. И само по себе это не плохо, не хорошо. Иногда изменения дают этот великолепный результат, приводящий к удовлетворению своих эстетических потребностей. Ведь так приятно, проснувшись утром, посмотреть на себя в зеркало и сказать: Я прекрасен. Вот только, где та тонкая грань между тем идеалом, которым я могу стать, и тем, чем я никогда не стану? Кто укажет, не перегибаю ли я в своем стремлении довести себя до совершенства? Не перестаю ли я быть собой? Не перестаю ли я быть человеком? Все эти вопросы, конечно, провоцирует далеко не каждое изменение тела - это было бы слишком драматично. Но после скольких изменений ставить такие вопросы уместно? Конечно, всегда хочется начать сначал

Современный мир невероятно текуч и многообразен. Большие технические возможности дают неограниченный ресурс для изменения и совершенствования себя и своего тела. Неудивительно, что огромное количество людей стремятся скинуть с себя ненавистные килограммы, поднять опущенный бюст, уменьшить нос, увеличить губы.

И само по себе это не плохо, не хорошо. Иногда изменения дают этот великолепный результат, приводящий к удовлетворению своих эстетических потребностей. Ведь так приятно, проснувшись утром, посмотреть на себя в зеркало и сказать: Я прекрасен.

Вот только, где та тонкая грань между тем идеалом, которым я могу стать, и тем, чем я никогда не стану? Кто укажет, не перегибаю ли я в своем стремлении довести себя до совершенства? Не перестаю ли я быть собой? Не перестаю ли я быть человеком?

Все эти вопросы, конечно, провоцирует далеко не каждое изменение тела - это было бы слишком драматично. Но после скольких изменений ставить такие вопросы уместно?

Конечно, всегда хочется начать сначала - "нет места лучше, чтоб начать". И началом служит история. Может ли кто-нибудь назвать период, запечатленный в истории, когда человек не стремился изменить себя? Нет. Разными были способы, разный был акцент, а вот желание оставалось прежним.

С Древних времен наши представления о мире, о нашем месте в нем отражались в нашем теле. Мифологическое сознание уничтожало и возрождало тело, когда того требовали ритуалы. Переход от детства ко взрослой жизни ознаменовывался "смертью" старого тела, старой личности, старого имени: взамен этого "рождался" настоящий человек, названный своим настоящим именем. Эта близость трансформации как одной из характеристик человеческой натуры, порожденная мифологическим сознанием, перекочевала в современный мир через сказки. Хотя мы, отдаленные временем, уже не способны сходу распознать эти знаки. Почему Иван-царевич просит Бабу Ягу сначала напоить, накормить и попарить его? Почему просит именно её? Почему у Бабы Яги костяная нога? И какое отношение всё это имеет к телу? Еще Б. Малиновский, говоря о мифологических корнях русской волшебной сказки, отмечал, что Баба Яга - персонаж-медиатор, находящийся между двумя мирами -миром живых и миром мёртвых (для перемещения по которому ей нужна костяная нога). Избушка на курьих ножках есть не что иное как усыпальницы мертвых, и в том, как её к миру живых разворачивает герой есть свой сакральный смысл. А просьба героя есть не что иное как уловка - демонстрация того, что он окончил жизненный путь и теперь должен попасть в другой мир - иное царство. И все манипуляции, которые необходимо совершить, связаны именно с телом. Сколько бы оно не значило, пока мы живы, значимость его после смерти только увеличивается. Вспомнить хотя бы пирамиды египетских фараонов. Всё, что имело отношение к телу, так или иначе имело огромное значение: каждый шрам, каждая татуировка, украшение - любая мелочь говорила о статусе, чертах характера, происхождении. Выходило, что мифологическое сознание так или иначе провозглашало культ тела, разница была лишь в том, какое. Культ мертвого тела - Древний Египет, культ спортивного и сильного тела - Спарта, культ красивого тела - Древняя Греция и так далее.

Культурный поворот, произошедший на фоне появления и распространения Христианства, перенес акцент человеческой заботы с тела на душу и дух. Но тело не ушло, оно стало, с одной стороны, врагом, а с другой, чем-то вроде благословения. Тот факт, что Бог возродился в человеческом теле, умножало важность всего, к чему оно прикасалось. То же касалось святых, чьи мощи, по вере людей, исцеляли. В то же самое время тело ущемлялось, затягивалось, истязалось, держалось в голоде и холоде. Многие, старавшиеся приблизиться к Богу посредством вознесения души, совершенно ничего не ели, а порой наносили себе увечья, чтобы усмирить все желания плоти, отделиться от него, нечестивого и грешного.

В ХХ веке происходит постепенное освобождение тела, опять же равномерности в этих процессах не было. С одной стороны, тело становится всё более объяснимым - медицина, наука, - с другой стороны, все более послушным - образование, нормативы. Чем более тело раскрепощалось, оголялось, тем сильнее навязывались представления о том, как должно оно выглядеть, что должно быть на него надето.

Разве, оглядываясь на историю этого вечно изменяющегося под давлением идей тела, подавленного представлениями о красоте, взращенного в прикрываемом стыде, можно сказать, что наше время принципиально другое? Мы только в самом начале принятия своего тела, но у нас уже есть орудия для его тотального изменения - технологии, хирургия. И эта не говоря уж об изменении в пищевом поведении.

Я бесконечно оглядываюсь на эту груду историй, тряпок, химии, образов и чьих-то идеалов и задаюсь вопросом: Где моё тело? Такое ли оно, каким я его вижу в зеркале? Такое ли оно противоречивое, как и культура, которая на него смотрит, которая его "порождает"?

Думаю, нужно немало времени, чтобы разобраться в этом.