Подводя киноитоги 2021-го, лучшим фильмом года канал CINEMACOUNTRY назвал новый проект Паоло Соррентино «Рука Бога».
Почему он?
Что ж, я готова пояснить свой выбор. И сделаю это с большим удовольствием: в желании разделить приятные эмоции с теми, кто уже успел познакомиться с ним, побудить к просмотру тех, кто ещё не успел приобщиться, и, конечно, в робкой надежде переубедить тех, чьей души не коснулась эта личная история, полная сладкой ностальгии, щемящей тоски, сердечной благодарности и магии кино.
Итак, летом 20-го года стало известно, что Паоло Соррентино работает над проектом под названием «Рука Бога», недвусмысленно намекающем на связь с Диего Марадоной. В 1986 году на Чемпионате мира по футболу в матче со сборной Англии футболист забил мяч в ворота противника рукой, однако рефери, посчитав, что манёвр был выполнен головой, гол, несмотря на протесты второй стороны, засчитал. Жульническое очко позволило Аргентине одержать победу не только в самой игре, но и (как бы) в продолжительном ожесточенном соперничестве Аргентины и Англии. Впоследствии Марадона шутил, что гол был забит отчасти головой Марадоны и отчасти рукой Бога.
Паоло Соррентино в 1986 году было 16: как и все неаполитанские мальчишки, он обожал футбол и, конечно, Диего Марадону — он в то время как раз с успехом играл за «Наполи». Нежные отсылки к легендарной игре встречались во многих фильмах режиссёра, так что, хотя детали сюжета и не разглашались вплоть до премьеры, предположение о том, что Соррентино снимает байопик о кумире своего детства, казалось весьма логичным. Осенью 2020-го умер Марадона — печальный факт только подтвердил догадки зрителей.
Венеция, 2021-й. День премьеры. Застывшие в напряженном ожидании лица зрителей освещает вспыхнувший на темном экране ряд слов — фильм начинается с цитаты Диего Марадоны: соседи по креслам одаривают друг друга самодовольными ухмылками, мол, «я так и знал».
Меж тем фильм продолжается.
Неаполь, середина 80-х. Каменный город обжигают жаркие солнечные лучи — пусть стоит ещё тысячу лет, местные радиоволны шуршат фантастическими слухами о самой дорогой футбольной сделке — немыслимые 14 млрд лир, контрабандисты играют в догонялки с водной полицией — наследие Каморры, шумные итальянцы устраивают традиционные семейные уикенды — легальный повод перемыть друг другу кости. Юный Фабьетто — часть как раз такой колоритной семьи. Среди его многочисленных родственников есть и безумцы, и грешники, и мечтатели, и романтики, и коррупционеры мелкой руки.
Но кто он сам?
Что ж, у мальчика целые годы неспешных раздумий о тайне собственного предназначения. А пока можно преспокойно жевать мамину фирменную Spaghetti Napoli, стрелять у провинившегося отца лиры на джелато, смотреть с последнего ряда фильмы Серджио Леоне, мечтая однажды снять собственный шедевр, посмеиваться над братом, возомнившим себя актером, достойным режиссуры Феллини, и тайком мечтать о неприлично красивой тетушке, развлекающей родню то публичной наготой, то байками о исцеляющих бесплодие поцелуях.
Жизнь кажется такой длинной, такой беззаботной… Но судьба уже занесла ногу, чтобы пробить решающее пенальти.
Паоло Соррентино снял автобиографию, идею реализации которой вынашивал 20 лет. Фильм, повествующий о переломном моменте в жизни простого итальянского парнишки, послужившего отправной точкой его творческого становления, стоил Соррентино огромных духовных затрат и моральных усилий. Для Паоло возвращение в самый счастливый период человеческой жизни неразрывно связано с опустошающей трагедией.
Именно поэтому фильм вышел столь интимным, откровенным до неловкости, осязаемым до вкуса морской соли на губах, требующим от зрителя особенной чуткости, а оттого и столь уникальным, ценным, значимым. Привычный почерк а-ля добрый циник здесь тронут мягкостью несвойственной Соррентино. Художник сентиментален и не стыдится этого. Он признаётся в любви родителям, с нежностью выуживает из памяти обрывки семейных баек, вызывает на итоговый разговор судьбу, с которой связан давним неразрешенным спором, чтобы в итоге сказать ей все-таки «спасибо».
Особой похвалы заслуживает эстетика кадра. Соррентино славен своими визуальными победами — очередной его фильм не стал исключением. Ламповая ретро-картинка сочная, яркая, наполненная деталями, но в то же время утончённая и прибранная, словно гладит мягкой рукой по волосам, а натурные съёмки отзываются приступом жгучей зависти к неаполитанским аборигенам.
Такого кино Соррентино ещё не снимал. Никто не снимал. Однако без испытания сличением все же не обошлось. С Феллини режиссёра сравнивают на протяжении всей карьеры. Находит ли последователь итальянского классика подобную сверку лестной — вопрос к нему, но рискну предположить, что находит. Как иначе объяснить столь открытое применение новаторских киноформ Феллини? Паоло продолжает дело мастера, трансформируя мысль под запросы современности. «Великая красота» так и просилась на сравнительный анализ со «Сладкой жизнью», в «Молодости» угадывались отсылки к «8 с половиной», но глубоко личный и земной фильм «Рука Бога» не является зеркалом концептуального и лишь отчасти автобиографического «Амаркорда». Прямым доказательством тому служит появление Федерико в качестве платонического героя неаполитанских мемуаров Соррентино. Подобный реверанс — не «Ciao!» коллеге, а «Grazie!» учителю.
Есть в этой историй и ещё один незримый персонаж. Однажды он спас жизнь юному романтику с колечком в левом ухе. Мальчик вырос, стал хорошим режиссёром и снял фильм-спасибо ему и всем людям, кто повлиял на его судьбу: тем, кто ушёл, и тем, кто остался.
Посмотрите этот добрый и красивый фильм. Он, конечно, о Паоло Соррентино, но и чуть-чуть о каждом из нас.
Спасибо за внимание :)
Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!