Есть такое мнение, что многочисленные танки, установленные в виде памятников прошедшей войне, существуют в таких количествах на просторах страны совсем не случайно.
Якобы, все они, в случае начала новой войны, могут быть сняты с постаментов, расконсервированы, и после несложного техобслуживания снова встать на боевую службу.
Вроде как таким машинам как танки почти все равно, где храниться долгие годы – на полузабытых полигонах или в гуще городской жизни, а раз так, то почему бы им не послужить в мирное время готовыми монументами в память о тяжелой войне.
По крайней мере, про «пушку» (гаубицу) стоящую в моем городе у Музея боевой славы с 1975 года говорили именно так – пусть ее ствол закрыт заглушкой и сняты некоторые части, в случае чего ее запросто снимут, подремонтируют, и она застреляет как новая.
Честно говоря, я не верила в такие «легенды», пока не узнала, что довольно недавно, пятнадцать лет назад, простестующая на антиправительственном митинге толпа в Будапеште захватила и смогла завести советский танк времен Второй мировой, стоявший у здания венгерского парламента.
И танк реально поехал, правда, недалеко – новоявленных танкистов забросали слезоточивыми дымовыми шашками, и те сдались.
А на Донбассе ополченцы целенаправленно проверяли танки-памятники, в надежде использовать старую технику, и кое-где им повезло – по крайней мере, два таких танка удалось поставить на колеса, то есть гусеницы. И они даже принимали участие в боевых действиях (непонятно, правда, где ополченцы взяли для них подходящие снаряды, но, может быть, танки использовались только как бронированное средство передвижения).
Так что легенда о законсервированных на постаментах танках – отчасти, правда. Например, танк Т-34, установленный в Воронеже в 1979 году, по свидетельствам очевидцев при установке был действующим и своим ходом съехал с платформы, на которой его привезли.
А вообще, танки – действительно очень живучая техника. Двадцать лет назад из Невы подняли танк КВ-1, затонувший во время битвы за Ленинград. Его отреставрировали на Невском судостроительном заводе в Шлиссельбурге, и он снова начал ездить, несмотря на шестьдесят лет под водой.
А вы как думаете, друзья, хорошо ли это, что многие из танков-памятников могут снова стать боевыми?
Еще по теме:
Как переносили древние памятники при строительстве Асуанской плотины