Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Забытый десант. Второй десант на мыс Тархан (Часть 3) Высадка.

Высадка 1-го десантного отряда (пдб ВВС ЧФ) «Хроника…» дает следующие данные: «В 7 ч. 20 м. по сигналу командира высадки катера десанта первой группы начали боевое развертывание и направились к берегу. Из-за сильного волнения строй соблюдался плохо, и движение было медленным (около 1 узла). С наступлением рассвета противник открыл по катерам десанта артиллерийско-минометный огонь. В 8 ч. 05 м. началась высадка десанта на берег. В 9 ч. 50 м. высадка десанта первой группы была закончена. Всего было высажено 374 человека. Освободившиеся катера начали отход к кордону Ильич. Высадившиеся части сразу попали в крайне тяжелое положение. Большая часть морских пехотинцев была высажена в ледяную воду, при этом потонула часть вооружения и боеприпасов» [1]. В связи с запутанной нумерацией (корабельные группы, корабельные отряды, не совпадающие с армейской нумерацией, наличие первого и второго эшелонов высадки и.т.д.) не совсем понятно о какой группе десанта идет речь. Возможно, речь идет о выса

-2

Высадка 1-го десантного отряда (пдб ВВС ЧФ)

«Хроника…» дает следующие данные:

«В 7 ч. 20 м. по сигналу командира высадки катера десанта первой группы начали боевое развертывание и направились к берегу. Из-за сильного волнения строй соблюдался плохо, и движение было медленным (около 1 узла). С наступлением рассвета противник открыл по катерам десанта артиллерийско-минометный огонь.

В 8 ч. 05 м. началась высадка десанта на берег. В 9 ч. 50 м. высадка десанта первой группы была закончена. Всего было высажено 374 человека. Освободившиеся катера начали отход к кордону Ильич. Высадившиеся части сразу попали в крайне тяжелое положение. Большая часть морских пехотинцев была высажена в ледяную воду, при этом потонула часть вооружения и боеприпасов» [1].

В связи с запутанной нумерацией (корабельные группы, корабельные отряды, не совпадающие с армейской нумерацией, наличие первого и второго эшелонов высадки и.т.д.) не совсем понятно о какой группе десанта идет речь. Возможно, речь идет о высадке первого броска группы подполковника Главацкого, т.к. указано, что высадилось более 300 человек. Из докладной записки майора Алексеенко:

«Сюда же на спасение подошел наш флагманский корабль. Я через рупор начал спрашивать о своих 6 мотоботах, брошенных в пути и спросил высадили ли десант. Мне ответили. Иди и высаживай. Получив разрешение идти вперед, мы дали полный ход и пошли догонять свои мотоботы, которых в направлении берега я не обнаружил. Подойдя к берегу, видел справа в трех милях стоял отряд №2, видимо там стояла часть и моих мотоботов».

Но майор Алексеенко скорее всего, ошибается, его отряд, по сути, перестал существовать. «Хроника …» указывает:

«В 2 ч. 50 м., учитывая резкое ухудшение погоды, из кордона Ильич была выслана группа катеров по пути движения десанта для оказания помощи катерам, терпящим бедствие, и спасения личного состава» [2].

С заливаемых штормовой волной мотоботов 7-го и 8-го корабельных отрядов (группа майора Алексеенко) №24 (зав. №334), №28 (зав. № 516), ДБ-29 (зав №517) десантники были сняты и боты отбуксированы в Тамань[3]. Старшина ДБ-5 старшина 2-й статьи Валентин Горчаков, перегрузивший катер спасёнными из воды десантниками, принял решение десант не высаживать. Не выполнив боевой задачи, мотобот вернулся на Чушку. Впоследствии, командование признало действия старшины бота правильными в создавшейся ситуации, принесшей гибель большому количеству высадочных средств и десантников

К моменту начала высадки, по данным «Хроники…» затонули десантные боты № 366, 505, 507, 515 и 519[4] чтобы запутать информацию, в документе приведены не тактические, а заводские номера катеров. Если перевести все на нормальный язык, то из состава отрядов № 7 и № 8 погибли вместе с десантом:

-десантный бот ДБ-2 (зав № 366), затонул во время шторма.

-десантный бот ДБ-19 (зав № 505), затонул во время шторма.

-десантный бот ДБ-23 (зав. № 507), потоплен при подходе к берегу немецкой артиллерией

-десантный бот ДБ-27 (зав. № 515), потоплен немецкой авиацией,

В этом перечне отсутствуют еще два катера:

-катер ПВО №29 (командир л-т Лопатенко) затонул с десантом, спасен только командир

-десантный бот ДБ-26 (зав. № 514), затонул с десантом

Таким образом, из состава 7-го отряда дошел до берега только полузалитый водой катер ПВО-23, с которого смыло 2 человека. Из восьмого отряда десант тоже высадил всего один мотобот.

По данным армейского «Отчета…»:

«Десант № 1 (парашютный батальон) высадился в составе 30 человек с одного мотобота севернее выс. 71,3 и существенной роли во взятии высоты 71,3 не сыграл. Из этого батальона бойцы вышли на высоту одновременно с подразделениями 6 гв. сп 2 гв. сд. К 9.30 прибыли еще два мотобота, и выгрузились на территории, занятой нашими войсками» [5].

Таким образом, десант в назначенной точке высадил только один катер - командирский БК-419 (БК №431). Суммарно, вместе с майором Алексеенко высадились 52 человека. Из его докладной:

«В виду того, что у меня вместо 734 человек наряженных в поход было только 52 человека, находившихся в моем катере, я решил поставленную мне задачу выполнять захватом высоты 71,3 Одновременно приказал тылу и штабу оставить все ненужное на катере, а самим действовать как стрелкам».

Далее в докладной указывается, что в результате атаки на высоте 71,3 был водружен красный флаг, был уничтожен командир немецкого батальона, укрывавшийся в блиндаже, уничтожены два крупнокалиберных пулемета и.т.д. Но, в донесениях противника высадка этой группы почти не прослеживается.

Противник, в утренних донесениях указывает, что группа из 20 катеров в 7.45 (9.45) уже высадила десант в 2 км восточнее мыса Тархан, в то время как остальные 50 катеров в 8:00 (10.00)[6] еще дрейфовали в море[7].

В документах 5-го немецкого корпуса указывается, что в 8.30 (10.30) еще 15 катеров высадили свой десант перед мысом Тархан.

По данным «Хроники…», в 8 ч. 00 м. катера второй группы десанта под артиллерийско-минометным огнем противника подошли к берегу и начали высадку. По данным доклада Г.К.Главацкого:

«Высадка десанта производилась несогласованно, а произвольно. Часть судов подошла к берегу, а часть судов, команды которых боялись быть выброшенными на берег, высаживали пехоту на расстоянии 25-30 метров от берега, на глубине 5-6 м, в результате чего всему составу пришлось добираться до берега вплавь, часть тяжелого вооружения и боеприпасов при этом была утоплена. … В результате такой безобразной высадки, высажено на берег вместо 2.127 человек только 1555».

В промежуточном донесении 5-го АК в штаб 17-й армии указывается, что десант начал наступление уже в 7 часов (т.е. в 9 часов по Декретному времени). В этом же документе указывается, что первая высадка была произведена с 20 катеров в районе между 103-м и 104-м км побережья, а позже, перед мысом Тархан с 15 катеров. Общая численность десанта оценивалась противником в 2000 человек[8].

По второй группе десанта (166-й гв. сп, 143-й обмп, 613-я ошр, разведрота), ситуация чуть лучше. Но и в ней потери были достаточно высокими. До начала высадки погиб вместе с десантом: ДБ-33(зав. №519). Был унесен штормом, но сумел вернуться на Чушку спустя трое суток (вместе с десантниками) десантный бот ДБ-34 (зав. № 509). СКА-0612 (зав.№12) выбросился у м. Варзовка на берег, восстановлению не подлежал. ДБ-22 (командир старшина Белов) приткнулся к берегу в районе мыса Хрони, но был перенаправлен в район высадки.

После высадки десанта был потоплен СКА-048 (бывший ПК-94, зав. № 56). «Хроника…» указывает, что в 7.00, после того, как на СКА №048 запустили второй мотор, командир высадки вновь перешел на флагманский СКА. По официальной версии к-н 2 ранга Кириллов и штурман отряда л-т Бувин погибли в 8.25 при налете «Мессершмидтов». «Хроника…» указывает:

«В 8 ч. 25 м. на малом охотнике № 048 во время атаки двух Ме-109 был убит командир высадки капитан 2-го ранга Кириллов и штурман штаба высадки лейтенант Бувин. Командование высадкой принял на себя начальник штаба высадки капитан-лейтенант Шатаев[9]»[10].

При этом, по данным противника, его самолеты начали атаки плавсредств только с 10 часов утра[11]. Чуть позже, в результате атаки авиации, на СКА-0612 был смертельно ранен и капитан-лейтенант Шатаев. Из донесения 5-го немецкого АК за день:

«Авиация наносит удары по десантным плавсредствам юго-восточнее 71,3. Два бота потоплены, на большом корабле (600т) пожар» [12]. Корабля с водоизмещением в 600 т в составе корабельных отрядов не было. Скорее всего, противник завысил водоизмещение СКА-0612, на борту которого, действительно вспыхнул пожар. Не вернулись из десантной операции:

-тендер №94,

-десантный бот ДБ-47 (зав. № 511)

-десантный бот ДБ-40 (зав. № 513)

-десантный бот ДБ-26 (зав. № 514)

-катер ПВО №21 (командир л-т В.Целюрик)

«Хроника…» дает следующие данные:

«При высадке десанта, как уже указывалось, всего потонуло пять десантных ботов и мотобот ПВО; сторожевой катер № 0612 получил тяжелые повреждения от ударов вражеской авиации. Кроме того, к исходу дня 10 января не вернулись тендер № 94, десантные боты № 511, 513, 514 и мотобот ПВО № 21, гибель которых никто не наблюдал. Поиск не вернувшихся с высадки десанта плавучих средств продолжался до 23 ч. 00 м. и результатов не дал».

Гибель катеров ПВО №21 и ДБ-26 подтверждается докладной запиской к-на Левченко, который наблюдал их гибель. Ситуация с тендером, входившим во 1-й десантный отряд непонятна. По данным документов, он числится унесенным в море, однако, спустя неделю тендер «нашелся» у косы Чушка, без десанта, но с обмороженным экипажем. Экипаж был отправлен в госпиталь.

Итог высадки крайне неутешителен. Суммарно высадилось около 1700 человек (с учетом двух катеров, высадивших десант на своей территории). Вернулись с десантом четыре мотобота и один СКА. По нормам загрузки на их борту могло находиться от 330 до 450 человек, остальные, скорее всего, погибли в море.

По данным «Справки о численном составе и потерях десантных флотилий в операциях по форсированию Керченского пролива» в операции были потеряны 12 единиц:

-катера ПВО 2 единицы (№21, 29)

-десантные боты 8 единиц: ДБ-2 (зав № 366), ДБ-19 (зав № 505), ДБ-23 (зав. № 507), ДБ-26 (зав. № 514), ДБ-27 (зав. № 515), ДБ-33(зав. №519), ДБ-47 (зав. № 511), ДБ-40 (зав. № 513)

-СКА типа МО 2 единицы.

Пропали без вести (утонули в штормовом море) командир 2-го десантного отряда лейтенант Н. В. Сериков и 17 мотоботчиков дивизиона ДБ. Потери экипажей на других катерах составили 34 человека.

По данным «Сводной ведомости потерь десантных отрядов № 1 и № 2: «Всего назначено в отряд 2771 человек. Потери: убито 309 человек, ранено 481, утонуло 413, пропало без вести 46». Документ имеет примечание:«Кроме приведенных цифровых данных, остаются неразысканными 205 человек батальона Алексеенко. В графе утонуло указано еще 250 человек из батальона тов. Алексеенко. Это число требует тщательной проверки и уточнения, т.к. маловероятны такие потери утонувшими» Но, увы, это реальные потери парашютно-десантного батальона ЧФ. Работа в ОБД «Мемориал» позволила найти списки потерь парашютно-десантного батальона ВВС ЧФ. Списки насчитывает всего 247 человек, и в 90% случаев указана причина выбытия: «Утонул при высадке десанта в Азовском море». Но это список только тех, кто находился на тех катерах, гибель которых наблюдалась. По состоянию на 20 января 1944 года в составе батальона насчитывалось всего 94 человека. Остатки личного состава этого батальона должны были поступить на пополнение 143-го обмп.

Приказ командующего ЧФ №0015 от 26 января 1944 года главную вину возлагает на погибшего капитана 2 ранга Кириллова:

«Недостаточная оперативно тактическая подготовка капитана 2 ранга Кириллова привела к тому, что он задержал в море (у поворотного буя) весь отряд на 2 часа, совершенно не считаясь с тем, что с десантом взаимодействуют сухопутные части, артиллерия, авиация, даже не донес об этом командующему операцией контр-адмиралу Холостякову, который вследствие этого считал, что все идет по плану, чем ввел в заблуждение командование ОПАрм. Причины задержки капитаном 2 ранга Кирилловым всего отряда в море — не основательны. Вместо того, чтобы не задерживая движение судов, временное командование возложить на своего заместителя, а, самому перейти на исправный катер, подождать отставших и снова выйти в голову, стал пересаживаться с катера на катер, сменив 3 катера, не управляя в это время средствами, которые стали циркулировать на месте, окончательно нарушив походный ордер» [13].

Если оценивать ситуацию объективно, то виноват в срыве десанта, конечно не командир высадки, а командующий АВФ, который не сумел организовать подачу исправных плавсредств в нужном количестве. Попытки исказить ход операции в «Хронике…», как раз и имели своей целью затушевать ошибки и недоработки адмирала Холостякова. Та же картина наблюдается и с отвлекающей демонстрацией высадки в районе Керченского порта. Но о нем чуть позже.

[1] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951.

[2] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951. стр. 28

[3] Бадякин А.Н. Мотоботчики. Рукопись. Данные публикуются с согласия автора.

[4] указаны заводские номера десантных ботов ДБ-2, ДБ-19, ДБ-23, ДБ-27, ДБ-33

[5] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 48_а, Документ 80

[6] Время указано декретное в оригинале 6.45

[7] NARA T-1022 R-2672 PG-31546 (01.01.1944 - 15.01.1944)

[8] NARA T-312 R-746 fr.026

[9] Участник Керченско-Феодосийской десантной операции, командовал транспортом «Советская Россия», который высаживал десант на северное побережье Керченского пролива.

[10] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951.

[11] NARA T-312 R-745 fr.0675

[12] NARA T-312 R-746 fr.026

[13] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 39