Каббалисты ввели в иудаизм веру в переселение душ. Впервые она выражается как нечто само собой разумеющееся в книге «Багир»:
’yn bn dwd b’ ‘d šyklw kl hnšmwt šbgwp
«Сын Давидов не придёт, пока не будут исчерпаны все души в теле» (ВТ Йевамот, 62а, 63b; ВТ Авода зара, 5а; ВТ Нидда, 13b).
hwy ’wmr kl hnšmwt šbgwp h’dm
Это говорится обо всех душах в теле человека.
wyzbw hḥdšwt lṣ’t
[Когда они будут исчерпаны,] смогут возникнуть новые [души].
w’z bn dwd b’
Тогда придёт Сын Давидов.
zwkh lhwld ky nšmtw yṣ’ bkll h’ḥrym
Он сможет родиться, ибо его душа возникнет вместе со всеми последними [душами].
(Багир, 184; тж. в 122, 155 и 195)
Жиронские каббалисты говорят о переселении душ лишь намёками, как о великой тайне. Впервые подробно и открыто это учение излагается в трактате «Сабба» («Старец»), входящем в состав книги «Зогар». В «Зогаре» же впервые вводится в оборот для обозначения переселения душ термин gilgul «вращение». Первоначально как его синоним использовался термин ‘ibbur «переход», однако позднее он стал обозначать вселение в тело человека дополнительной души.
В основной части «Зогара» переселению в другое тело подлежит только душа бездетного еврея, чтобы он мог исполнить в нём заповедь плодиться и размножаться. Затем круг перевоплощающихся душ расширялся. Популярным у каббалистов стало составление «цепочек» известных по Библии и другим источникам личностей, бывших носителями одной и той же души. В самую известную такую «цепочку» входят Адам, Давид и Мессия (имя ’dm считалось составленным из начальных букв этих имён).
Сочинение «Сефер таамей ха-мицвот» («Книга объяснения заповедей»), возникшая в кругу Иосифа Хамаданского, впервые заявило о возможности переселения души в тело животного. В последующие столетия учение о перевоплощении продолжало развиваться и видоизменяться в каббале и наследовавшем ей хасидизме, принимая иногда весьма причудливые формы, на фоне которых индуистские представления о реинкарнации выглядят весьма бледно. Так, в лурианской каббале возможен «ребёнок, родившийся у родителей, которые одновременно живы и мертвы, одновременно одного пола и разных полов, имеющий троих связанных между собой человеческих родителей, который к тому же является перевоплощением одной из своих двоих матерей (своей женской матери)»[1].
Не менее примечательным вкладом лурианской каббалы в учение о переселении душ стала переоценка ею образа Каина: «Эта инновация демонстрирует возможности развития гностических идей в контексте строго еврейских традиций. Глава 21 “Сефер ха-гилгулим” (“Книги о переселении душ”) рабби Хаима Виталя особенно показательна в этом отношении: образ Каина здесь отмывается настолько, что он теперь считается пророком… Переселения искр души, происходящих из Каина и Авеля, играют центральную роль в лурианских размышлениях, и мы можем ясно видеть увлечение этих каббалистов идеей о том, что многие из благороднейших душ приняли участие в первом убийстве. Тайные взаимосвязи искр, корнем которых была душа Каина, в число которых Виталь включает многих из благороднейших и важнейших личностей еврейской истории (в т.ч. себя), разрабатываются им очень подробно. Душа Каина происходит со стороны суда (“левого плеча” Адама, Дин), а душа Авеля происходит из правого плеча его отца (Хесед). В нынешнем положении мира силы Хесед, дарования и изливания благодати, имеют более высокий статус, чем принимающие и ограничивающие силы Дин, но однажды, когда все души будут восстановлены, “Каин будет бесконечно выше Авеля”»[2].
[1] Charles Mopsik. Sex of the Soul: The Vicissitudes of Sexual Difference in Kabbalah. Los Angeles, 2005. P. 48.
[2] Gershom Scholem. On the Mystical Shape of the Godhead: Basic Concepts in the Kabbalah. N.Y., 1991. P. 236.
См. также: https://ridero.ru/books/kabbala_1/