Русский Рок в 1990-м году. Не стало Цоя, распад Гр.Об, слава Сектора Газа | Ностальгия ПроРока #1
Buenos días, amigos!
Сегодня мы вспомним, каким был русский рок в 1990-м году. Это пилотная статья, который знаменует собой целую серию, посвящённую истории русского рока. Следующим будет 1991-й год, потом 1992-й и так далее по списку. Не забываем ставить лайки и комментировать, чтобы я убедился – вам это интересно. Поехали.
В 1990-м году ещё не было Российской Федерации, люди жили в стране под названием Союз Советских Социалистических Республик. Хотя распад "совка" уже начался, например, Литва и Эстония объявили о выходе из состава Союза и создании независимых государств. В этот год впервые был учреждён пост президента СССР. Его занял Михаил Горбачёв.
Сборная ФРГ по футболу победила в финале Аргентину 1:0. На этом радости немцев не закончились, ведь в этом году произошло объединение Германии: ФРГ и ГДР слились в единое государство.
На мировые экраны вышли культовые комедии - Один дома и Красотка, а как же себя чувствовал русский рок?
Всеобщую известность начала обретать группа "Сектор Газа", после выхода альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые Юрий Клинских отправил в Москву с помощью своего знакомого, занимавшегося распространением аудиопродукции. В это время коллектив замечает московский бизнесмен Фидель Симонов. Услышав материал, он приезжает в Воронеж знакомиться с участниками «Сектора» и вскоре приглашает их на запись следующего альбома, а затем организует для них концерты.
Группа «Контора» выпустила акустический альбом «Ересь» и трансформировалась в «Король и Шут». Ребята долго думали над названиями, вынося такие забавные варианты, как «Армагеддон», «Зарезанный одуванчик», «Апокалипсис» и т.д. В итоге стали «КиШами». До всеобщей известности этому коллективу было ещё очень и очень далеко.
Группа «Аквариум» переживала весьма и весьма смутные времена. Многие «акварии» пытаются организовать собственные коллективы, да и сам Борисыч ударился в сольное творчество, выпустив альбом на «инглише» «Радио Лондон». Осенью «Аквариум» всё же собрался вновь, дабы начать запись песен для фильма Соловьёва «Дом под звёздным небом».
Группа «Алиса» презентовала пятый номерной альбом «Шабаш». В его основу лёг концерт коллектива, который прошёл 28-го октября 1990-го года в московских «Лужниках». «Шабаш» посвящён одному из самых близких друзей Константина Панфилова, великому поэту русского рока Александру Башлачёву, который погиб 17-го января 1988-го года. Название пластинки состоит из двух слогов – его имени и фамилии. СаШАБАШлачёв – так «Шабаш» и получился. Этот альбом считается первым концертным двойником в истории русского рока. Сам Константин Панфилов не раз называл «Шабаш» лучшей своей работой.
Янка Дягилева находится на пике популярности. Играет море концертов: в Киеве, Иркутске, Ангарске, даёт сольный квартирник в Ленинграде, в Москве играет с Егором Летовым, участвует в фестивалях, типа «Рок-Азии», конечно же не пропускает «Мемориал Александра Башлачёва» и т.д. Не забывает и записываться, отметившись в проекте Егора Летова, Кузи УО и Олега Манагера «Коммунизм» на «Хрониках пикирующего бомбардировщика». В Янке жизнь всё ещё бьёт ключом.
Егор Летов записал и презентовал альбом «Инструкция по выживанию», состоящий преимущественно из песен Романа Неумоева – лидера «Инструкции», от которых "Ромыч" отказался в тот момент. Какие-то убеждения неистово одолевали Неумоева, а может просто недоперепил. Забавный факт – в будущем Летов так же отказался от этих песен (и от альбома в целом) из-за конфликта с "Ромычем". В середине 90-го года, Егор, устав от свалившейся на него славы, распустил свою «Гражданскую Оборону». 13-го апреля состоялся последний концерт в Таллине, после чего на три года «Гр.Об» прекратил своё существование. Летов перестал давать интервью, концерты так же обходил стороной, но о творчестве думать не переставал, создав новый психоделический коллектив «Егор и О*и*деневшие». Но мы же знаем, что названия меняй не меняй, а получится «Гражданская Оборона». Так или иначе, в рамках «О*и*деневших» вышел альбом «Прыг-скок» и началась запись культовых «Ста лет одиночества».
Агата Кристи выдала свой второй альбом «Коварство и любовь», который принёс группе кое-какую популярность. Это позволило коллективу выступить на нескольких рок-фестивалях, например, на третьем «фесте» Свердловского рок-клуба. Там братья Самойловы познакомились с Вячеславом Бутусовым и Андреем Макаревичем. Знакомство не прошло даром, оно позволило переписать «Коварство и любовь» и записать альбом «Декаданс». Коллектив «устаканил» состав, который оставался неизменным более десяти лет: старший из Самойловых – вокал и гитара, младший – вокал, бас и гитары, Александр Козлов – клавиши и примирение братьев, Андрей Котов – ударные.
В этот момент с составом определялась и культовая группа «Наутилус Помпилиус». Остановились на таком: Вячеслав Бутусов, Игорь «Гога» Копылов, Игорь Джавад-Заде, Александр Беляев и Егор Белкин. Этим составом коллектив помчал в Германию, а опосля и в Нью-Йорк. В этом же году кое-как был выпущен альбом «Наугад» - пятый в официальной дискографии «подводников». Он был записан в обоих столицах (Москве и Ленинграде) и пошёл по стране, как магнитоальбом. Интересный факт: «Наугад» - единственная студийная работа «Нау», где музыка написана не Бутусовым или Дмитрием Умецким. «Досталось» песне «Она ждёт любви», которую «обмузыкалили» Александр Беляев и Игорь Копылов. Подобное произошло ещё и с «Песней в защиту мужчин» на концертном альбоме «Никому ни кабельность». Виновником смуты стал Алексей Могилевский.
Группе ДДТ стукнуло 10 лет и это событие было отмечено концертным фильмом «Старая дорога», который был показан по ленинградскому телевидению. Именно в этот год Юрий Шевчук начал яростно критиковать «попсу», называя её бездуховным и коммерческим музыкальным направлением. Парадоксально, но в 2021-м году Юрий и сам стал неплохо так коммерциализироваться, аки «попса», не гнушаясь продавать свой автограф за 1000р и сбагривая залежи старых кассет по неприлично высоким ценам. Обычный CD у Юрия на «planeta.ru» стоит аж 2500р, где сам диск потянул аж на «полторашку», а если хочешь автограф – накинь ещё «тыщёнку». Неплохая борьба с коммерческой «попсой». Если оставить эти чудовищные пятна на репутации Юрия Юлиановича в будущем и вернуться в 1990-й год, то стоит отметить начало записи альбома «Оттепель» и выход фильма Александра Бурцева «Город». Судьба-злодейка наигралась с создателями фильма вдоволь. В нём есть эпизод, когда в компанию ленинградских художников приходит музыкант и поёт свою новую песню. Этого музыканта должен был играть Александр Башлачёв, но он не появился на съёмках, т.к. погиб именно в этот день. Режиссёр не знал, как быть и что думать. Мысли довели до «Аквариума», и он обратился к Борису Гребенщикову, мол, что делать, кого звать на эту роль. СашБаша заменить невозможно, но фильм-то надо снимать. Борисыч не раздумывая сказал – Витя Цой. Это было идеальным попаданием, кто, как не Виктор мог заменить Башлачёва. Деньги на съёмки были найдены, съёмки пошли, но, когда вновь дошли до сцены с художниками, Виктора Цоя не стало… Бурцев снова пошёл к Гребенщикову с тем же вопросом. Борисыч, почесав репу, указал на Шевчука, со словами «Ты знаешь, что я терпеть не могу его, так же, как он меня не терпит, но на этой роли должен быть только Шевчук». Так лидер ДДТ попал в фильм «Город».
15 августа 1990-го года на трассе между латвийскими городами Слока и Талси произошла авария. Тёмно-синий «Москвич» с номером «Я 6832 ММ» врезался в едущий навстречу «Икарус». Приехавшая бригада ГАИ увидела водителя, которого при ударе выбросило из салона автомобиля на дорогу. В документах, найденных в машине, значилось – Цой Виктор Робертович…
24 июня 1990-го года прошёл последний концерт группы «Кино» в московских «Лужниках». Уже после смерти Виктора, был дописан и выпущен «Чёрный альбом». За полгода до гибели Цой написал семь картин и каждая из них была так или иначе связана с дорогой. Эдакое пророческое написание своей смерти. Помним…
Это первая глава о истории русского рока, дальше – больше. Не забывайте ставить лайки и писать комментарии. Это улучшает потенцию, настроение и ускоряет выпуск новых статей из рубрики «Ностальгии Пророка». До новых синяков.