Найти тему

М.В. Орешкин – создание в 2013 году кафедры охраны труда в Луганском национальном университете имени Тараса Шевченко

Проф. М.В. Орешкин
Проф. М.В. Орешкин

Вначале общеизвестные факты: Луганский государственный педагогический университет является первым на юго-востоке УССР высшим учебным заведением. Его базой стали губернские педагогические курсы, которые с 1921 года функционировали в селе Малониколаевке, потом были переведены в город Енакиево, а затем – в Луганск. 28 июня 1923 года Народным комиссариатом просвещения УССР было принято Постановление об открытии Донецкого института народного образования (ДИНО).

Ссылка на современный сайт вуза: https://lgpu.org/about.html

В 1934 году ДИНО был официально реорганизован в Луганский государственный педагогический институт Народного комиссариата просвещения УССР. Через год, в связи с переименованием 5 ноября 1935 года Луганска в Ворошиловград, ЛГПИ снова сменил название – стал Ворошиловградским государственным педагогическим институтом Народного комиссариата просвещения УССР (ВГПИ).

В 1997 году институт вышел из состава Восточноукраинского университета и стал самостоятельным высшим учебным заведением. В 1998 году он получил четвертый, наивысший уровень аккредитации.

1 сентября 1998 года Луганский государственный педагогический институт им. Т.Г. Шевченко был реорганизован в Луганский государственный педагогический университет имени Тараса Шевченко. В 2003 году университет получил статус национального, а в 2008 году стал классическим.

В начале XXI века в структуре университета действовал ряд обособленных структурных подразделений и филиалов, среди которых: Алуштинский учебно-консультационный центр, Ровеньковский факультет, Стахановский факультет, Старобельский факультет, Рубежанский политехнический колледж имени А. Е. Порай-Кошица, Брянковский технолого-экономический техникум, Луганский профессиональный торгово-кулинарный лицей и др. На базе вуза были открыты Немецкий культурно-языковой центр Института Гете и Институт имени Конфуция.

На протяжении 2000-х годов университет неоднократно получал звание «Лидер современного образования», а, согласно рейтингу, проведенному среди высших учебных заведений Украины в 2006 году, был признан лучшим вузом.

Ссылка на современный сайт вуза: https://lgpu.org/about.html

В 2013 году в университете училось более 30 тысяч студентов и несколько тысяч студентов иностранных, в том числе из дальнего зарубежья.

Однако при всём этом в университете отсутствовала кафедра охраны труда; организатором и первым заведующим, которой стал доктор сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник в области машиноведения, Михаил Вильевич Орешкин. Он также награждён орденом Святого Константина Великого в 2000 году в Санкт Петербурге на всемирном съезде Ордена лично Магистром Ордена герцогом Бофор-Спонтином (мл.) – профессором Венского университета в области радиологии.

РЫЦАРСКИЙ ОРДЕН СВ. КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО. Год 2000. Санкт-Петербург. Часть 3. https://zen.yandex.ru/media/id/5e72555bb22d3c6dcc1e62f6/rycarskii-orden-sv-konstanitina-velikogo-god-2000-sanktpeterburg-chast-3-5efb7e0215ec1f5abc0850eb?&

Безусловно понятно, что вуз без кафедры охраны труда – это нонсенс. Но так было. Нормативные дисциплины, которые должны были преподаваться на всех факультетах, быть донесёнными до каждого студента, по сути были за бортом. Но это было исправлено. Кафедру назвали: Кафедра БЖД, охраны труда и гражданской защиты.

-3

Рассмотрим теперь скриншоты сайта университета того времени, скриншоты сделаны так, как бы вы входили с первой страницы сайта и перемещались до раздела кафедры:

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

Вот выдержки из моего доклада на Учёном Совете о кафедре и преподаваемых предметах в начале 2014 года:

"1. Десять лет - промежуток значительный. И программы преподавания
наших предметов, куда входят Безопасность жизнедеятельности, Охрана
труда в отрасли, Основы охраны труда и Гражданская защита не просто
изменились за этот период, они претерпели кардинальное изменение и
были полностью переформатированы.

Во-первых, это нормативные дисциплины. То есть они обязательны для всех студентов всех факультетов и всех специальностей.

Во-вторых, данные предметы сформулированы и оформлены в том виде, как они есть только в октябре 2010 года, когда был издан так называемый приказ трёх ведомств и министерств. Вот с этого момента и начался отсчёт преподавания указанных дисциплин в новом формате. Выше названные предметы представляют собой единый блок, суть которого - сделать жизнь человека более комфортной и безопасной.

В-третьих, надо отметить, что обе дисциплины по охране труда являются дисциплинами техническими, гражданская защита, ранее именуемая гражданской обороной, является так же по преимуществу технической дисциплиной с вкраплением биологических, ветеринарных, медицинских подсистем. БЖД же можно рассматривать как предмет, который учит способам выживания в сложных ситуациях, катастрофических ситуациях и способам оказания первой медицинской помощи при различных поражениях организма будь то механические повреждения, воздействие электрического тока, утоплениях, повреждениях организма в результате пожаров и так далее.

В-четвертых, таким образом, данные дисциплины чрезвычайно важны так же в силу того, что весь наш мир вошел в стадию катастроф как природного, так и техногенного характера.

2. На занятиях применяются различные приборы. На охране труда - это
приборы для изучения освещенности - люксметры, радиометры,
метеорологические приборы для изучения внутренней атмосферы
помещений. На БЖД и гражданской защите - это различное оборудование
для оказания первой доврачебной медицинской помощи. Используется и
мультеимедийное оборудование. Демонстрируем учебные фильмы.

На кафедре развернута научная работа. По направлениям в плоскости охрана труда: радиология - изучение распространения газа радона, что очень

актуально для Луганска и Донбасса в целом, В тоже время данные исследования имеют мировую новизну. Например, они чрезвычайно развиты в странах Скандинавии. Изучаем воздействие инфразвука на человека и производственную сферу, что также имеет мировую новизну и актуальность и такие исследования в последнее время проводятся в Западной Европе. Наконец мы изучаем влияние освещенности на трудоспособность человека и влияние освещенности на усвоение информации, в том числе в учебном процессе.

При кафедре существует студенческое научное общество.

З. Материал студенты усваивают по-разному. Так представители технических специальностей, технологических специальностей, также физики, математики без особого труда осваивают охрану труда. А вот гуманитарии -филологи, историки, педагоги - безусловно, с гораздо большими усилиями. Дисциплина ведь техническая. А они - гуманитарии. Тем не менее, справляются все.

4.Практические занятия существуют в форме лабораторных занятий и семинарских занятий. Естественно разделение идет по направлениям технико-технологического профиля и сугубо гуманитарного. На первом курсе студенты изучают БЖД. Тут занятия проходят, я бы сказал, весьма экспрессивно и даже весело. Студенты учатся оказывать доврачебную медицинскую помощь. Естественно, тренируются друг на друге. Учатся останавливать кровотечения разного рода, накладывать различные повязки и фиксировать условно сломанные конечности, делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Все это и вызывает у них здоровый ажиотаж и здоровое спортивное рвение - кто быстрее и лучше.

На 4 курсе идет изучение основ охраны труда. Этот предмет дает базовые знания по охране труда. Именно здесь происходит формирование культуры охраны труда, студенты учатся работать на некоторых приборах, позволяющих контролировать состояние рабочего место, формировать его как безопасное.

На 5 курсе изучаются Охрана труда в отрасли -дисциплина, позволяющая сформировать культуру охраны труда применительно к конкретному виду деятельности на производстве уже выпускника, а не просто студента.

Тут же и гражданская защита, которая позволяет студенту изучить, что и как надо делать в случае ядерного поражения, химического или биологического удара. Так же как организовать тот или иной процесс защиты гражданского населения в случае ядерного, химического или биологического поражения.

И если говорят о том, что возможны ли военные действия в современном мире, то вряд ли можно отрицать наличие таких опасностей, как Чернобыль, Фукусима, выбросы хлора и аммиака."

Не знали мы тогда о войне 2014 года, когда Украина напала на Донбасс. Но знания данные студентам пригодились им во время обстрелов Луганска и других городов и селений...