Найти тему
Азвука - теория звука.

Щит, групповой излучатель, 36 динамиков: измерения очень не стандартной акустики!

Пробуем новую рубрику, которая, на мой вкус, может оказаться весьма интересной:) Я рассматриваю файл измерений, который мне присылают, в попытках найти интересную информацию о испытуемой акустической системе. Удалённая диагностика!:) И возможность посмотреть на графики и замеры очень необычных и интересных систем.

Замеры делает владелец акустической системы и присылает мне файлы измерений, снятых в программе REW. А дальше смотрим графики и пытаемся найти что-то, заслуживающее внимания.

Начнем с довольно простого, но очень необычного случая:) Простого - потому что удалось сразу же найти явную проблему. Необычную - потому что это щиты на 16 динамиков в каждом!

По словам владельца: динамики 5гдш4-4, 18 штук в щит, 3 группы параллельно по 6 штук последовательно, общее сопротивление что-то в районе 8 ом.

Подопытные
Подопытные

Начнем с простого: смотрим три основных графика АЧХ, снятых с временной точки прослушивания в полуторе метрах от колонок.

Черный - оба канала вместе, красный - правый канал, синий график - левый канал. Максимальное сглаживание.
Черный - оба канала вместе, красный - правый канал, синий график - левый канал. Максимальное сглаживание.

Замечаете что-нибудь необычное? Кроме разного уровня левого и правого щита, к этому мы ещё вернёмся. А интересное тут есть!:)

И я не говорю про неравномерность или форму АЧХ. Хотя, в данном случае, этот график будет близок к реальности, потому что микрофон использовался измерительный.

-3

А фишка в том, что по этим графикам не видно одной довольно явной проблемы.

Смотрим импульс левого и правого канала:

И это уже интересно! Графики недвусмысленно намекают, что колонки подключены в противофазе. Импульсы почти идентичны, но один из них перевернут. Напрашивается простая рекомендация автору этих акустических систем:

-5

Наверняка думаете, что вы бы сами с лёгкостью услышали эту проблему?:) Слушать акустику в противофазе - да как так можно! Спешу вас расстроить - не всё так просто:) Услышать эту проблему в реальном помещении, не подготовленном, при несимметричном расположении в нем ОТКРЫТЫХ акустических систем вообще не просто!

-6

Вернитесь к первому графику: суммарный звук от двух акустических систем, включенных в противофазе громче, чем звук каждой из них в отдельности! А что там теория по этому поводу говорит?:)

Может тогда нет разницы, как включать колонки? Давайте опять вернёмся к импульсам. Сейчас я покажу степ-респонс на более длинном временном окне:

Пролистали графики? Интересно сложилась сумма степов: сначала график идёт вверх, потому что сигнал от левого щита приходит первым. Потом, чуть меньше чем через 1мс приходит противофазный сигнал от правого щита, график резко идёт вниз. А они могли бы суммироваться, и обеспечить значительно более резкую атаку. Наверняка, после изменения полярности одного из щитов, все так и есть.

Что-то мне подсказывает, что это не последняя серия про эти щиты, есть желание проверить еще одно интересное наблюдение: один из щитов явно тише, и с более вялым импульсом. Есть большая вероятность, что это влияние помещения и расположения АС, но, может быть, один или несколько динамиков в массиве одного из щитов играют в противофазе. Или не играют должным образом - возможно брак, или вышедший из строя динамик.

Ну и на последок пару слов по поводу этого акустического оформления. Далеко не всем понятно что ЭТО и зачем ЭТО:) Многие считают подобное аудиофильским бредом и безграмотными творениями увлеченных романтиков, не знакомых с физикой и акустикой. Как же так - открытый динамик оставлять, а как же акустическое короткое замыкание, а что натворит излучение тыльной стороны и т.д. и т.п. Но, я встречал людей, который определенно в разбираются в акустике, и которые уважительно относятся к подобным сооружениям.

Говорят, что самое значимое преимущество открытого акустического оформления - хорошие импульсные, натуральные атаки, естественность звучания.

И если посмотреть на импульс - он реально хорош! Какая ещё акустика с полутора метров может показать похожий импульс и стэп?) В таком пустом помещении!! (Фото комнаты выше)

-8

Кстати, это измерения, когда "колонки" стояли более чем в метре от стены. До микрофона, как я уже писал, полтора метра. Если придвинуть их к стене, магия существенно улетучивается:

Так что их к стене не нужно:)
Так что их к стене не нужно:)

Предварительный вывод: ничего не понятно, но очень интересно.

1. АЧХ получилась на удивление ровненькой! Это мы ещё уточним, но мне кажется, что собственная АЧХ одного динамика будет значительно более кривой. При групповом излучении звук выравнивается?!

Еще раз, АЧХ щита с полутора метров, без сильного сглаживания:

-10

От 50Гц до 13кГц с неравномерностью +-5Дб - это круто! Очень сомневаюсь, что один советский ширик сможет показать что-то подобное.

2. НЧ. Что-то мне подсказывает, что низких многовато для такого динамика в открытом оформлении. До 50Гц практически доигрывает! Это особенность группового излучателя? Опять же, сомневаюсь, что один ширик способен на такое. Тем более В ЩИТЕ!

3. Красиво выглядящий импульс, несмотря на то, что излучателей, играющих в полную полосу несколько! Как будто бы, не мешают друг другу!

4. Интеграл Шредингера: обратите внимание, насколько первый импульс выше относительно шлейфа затуханий. Я не припомню, чтобы встречал такую форму графика в совсем неподготовленном помещении. Простыми словами - уровень импульса необычно высокий по сравнению с уровнем последующих ревербераций помещения. И при этом значение EDT и прочих довольно высокие:) Как так?

-11

Часть вопросов может объясниться особенностями диаграммы направленности этого акустического оформления. Но, наверное, не все) Будем разбираться.

Предварительный вывод - однозначно интересное акустическое оформление, определенно точно имеющее право на существование. Было бы очень интересно услышать это вживую:)

Ваше мнение? Давайте обсудим:)