Когда заключенный слышит «этап», все внутри него буквально замирает, чувствуется неподдельное беспокойство. Этапы всегда связаны с неизвестностью, испытаниями на прочность и новыми знакомыми.
В сегодняшнем выпуске Люди PRO мы расскажем обо всем, что касается так называемых «этапов». А также посмотрим изнутри на «столыпинский» вагон изнутри.
Что такое «этап»?
Этапом называют процесс перевозки заключенных между тюрьмами и зонами. Это понятие пришло к нам еще с начала прошлого века, когда заключенные шли пешком вместе с надзирателями в места отбывания наказания (каторги и ссылки). А этапами было принято называть путь между двумя острогами – крепостями, в которых отдыхали целые группы каторжан.
Этапировать могут из СИЗО непосредственно на зону (после решения суда), на всевозможные экспертизы, а также для прохождения лечения. Во время этапа как никогда чувствуется незащищенность: можно запросто получить резиновой палкой по спине или же попасться под острые зубы служебного пса. На любом этапе проходит не меньше двух обысков. Но помимо всех тягот, во время пересылки есть возможность увидеться со старыми приятелями и подельниками, услышать вести с воли, посмотреть на кусочек свободного мира.
На этапах чаще всего и происходят выяснения отношений между арестантами. Когда конфликт не разрешен, и арестантов разделяют камеры, они говорят друг другу «увидимся на этапе». Это звучит, как реальная угроза, которую необходимо сдержать, чтобы не уронить свое достоинство.
«Столыпинские» вагоны
С развитием транспорта пешие походы были упразднены. Им на смену пришла железная дорога. Это стало развиваться как раз в эпоху Столыпина. В те годы заключенных перевозили в товарных вагонах. Отличало их лишь отверстие в полу, которое использовалось как туалет. Поэтому такие вагоны и получили название «Столыпинские».
Так они именуются и по сей день. Хотя, отличия по сравнению с вагонами дореволюционной России просто космические. Сейчас используется нехитрая модификация типового пассажирского купейного вагона. С виду он даже практически неотличим от гражданского. Его выдает лишь отсутствие окон с одной стороны. А на окнах со стороны прохода висят решетки. Сам вагон имеет две части: одна для зеков, а другая – для конвоя.
Представьте себе обычный купейный вагон, отделка которого гораздо проще стандартного пассажирского, и изменены полки. Они деревянные и более узкие, расположены друг против друга в два-три яруса. Стенка с дверью представляет собой решетку с мелкой ячейкой.
В таком купе заключенным приходится ездить по 16-17 человек. А иногда в него умудряются впихнуть и более двадцати уголовников.
Вторая полка самая комфортная, поэтому путешественники с опытом стараются занять именно ее. Здесь можно и лежать и сидеть, тогда как внизу только сидеть. Провести в таком положении боле суток довольно тяжело. На третьем ярусе умещаются по одному человеку лежа. Сюда забираются только поспать.
Жара в таких купе летом просто неимоверная. Справить нужду можно только во время движения поезда не чаще, чем через каждые четыре часа. Но на практике бывает по-всякому.
Из-за проблем с туалетом бывалые заключенные стараются не есть за сутки до этапа. Во время движения поезда выдают сухие пайки из хлеба и сахара, иногда бывают консервы. Но все это, как вы понимаете, очень скудно. С момента прибытия в новую тюрьму до распределения в камеру может пройти целый день. Так и получаются голодовки на двое-трое суток.
Почему боятся «этапов»?
Страшны они тем арестантам, которые имеют проступки из прошлой жизни. Причем даже не важно: вольной или тюремной. Практически все стукачи, отправляясь на этап, остаются без своей «крыши», которую им давали тюремщики. В стенах камеры, куда сгоняют всех перед этапом, будущее стукачей уже никого не интересует. Для тюремщиков они уже отработали свое.
👍 Поддержите статью лайком, если было интересно. Это очень помогает развитию канала.
💬 Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!
✅ А также:
👁 Новый Глаз Бога (пробив по всем открытым источникам в интернете): https://eog.life
⚠️Подписывайтесь на мой YouTube-канал
🔥 Мой телеграм-канал со всеми удаленными Роскомнадзором видео
📕Моя книга