Когда я пришла к психотерапевту со своими детскими травмами, то первое, что он мне посоветовал – это простить мать. Чем вверг меня в небывалый ступор, потому что в книгах и группах поддержки мне говорили полностью противоположное – что прощать ни в коем случае нельзя. Прощение – это верный путь в ловушку ретравматизации.
Но при этом обида – это одно из самых тяжёлых чувств, и она отнюдь не способствует выздоровлению, а, скорее, наоборот.
Мне понадобилось много времени и размышлений, чтобы примирить все эти, казалось бы, противоположные мнения у себя в голове и прийти к единой картине.
Тут главное – разобраться с тем, что мы имеем в виду под словом "прощение".
Если прощать – это позволять другим людям, и в том числе родителям, вас оскорблять, унижать, использовать, то нет. Прощать ни в коем случае нельзя.
Если прощать – это брать вину на себя, думать "что со мной не так", "что я должна изменить в своем поведении", то тоже нет. Это прямой путь к неврозу и никакого отношения к выздоровлению не имеет.
Если прощать – это закрывать глаза на очевидно несправедливое к вам отношение и продолжать его терпеть, то безусловно нет.
Если прощать – это уступать и позволять другим проламывать мои границы, то нет.
А если прощать – это перестать носить в себе тяжёлые чувства по отношению к родителям, перестать постоянно возвращаться к мыслям о том, как со мной плохо поступали в детстве, перестать страдать от того, что все так получилось – то да.
Если свести все это к простой формуле, то прощение, которое продолжает удерживать в позиции жертвы, вредно, а то прощение, которое освобождает, полезно.