Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
И за борт её бросает
В набежавшую волну.
Вот только Стенька Разин никого за борт не бросал. Откуда мы это знаем? И если персидскую княжну он не топил, то кто выдумал эту легенду?
Начнём с самой истории, на случай если кто-то из наших читателей её не слышал. Знаменитый смутьян, донской казак Степан Разин, поднявший восстание против Алексея Михайловича в 1670-1671 гг., во время одного из своих походов (ещё до бунта) захватил в плен прекрасную персидскую царевну. Девушка настолько заворожила Стеньку, что он принял твёрдое решение жениться на ней.
Однако у него была ответственность перед казаками, которыми он предводительствовал. Мог ли атаман предпочесть личное счастье общему делу? Разумеется, нет! Чтобы доказать, что это не так, Разин пошёл на крайние меры. Прекрасную персиянку он распоряжается бросить в реку.
Эта версия история, однако, опирается на фольклорные сведения, а именно – на народную песню, популяризированную Дмитрием Садовниковым, известным русским поэтом и собирателем фольклора, и которую исполнил впоследствии знаменитый Фёдор Шаляпин. На чём же она была основана?
В 1669 г. голландский путешественник Ян Стрёйс, нанятый годом ранее на военный корабль «Орёл», оказался свидетелем одного любопытного эпизода, связанного с пребыванием Степана Разина в Астрахани. Согласно его сведениям, однажды последний похитил персидскую княжну с братом. Брата он отдал некоему господину, а княжну сделал своей любовницей.
«Придя в неистовство и запьянев, он совершил следующую необдуманную жестокость и, обратившись к Волге, сказал: «Ты прекрасна, река, от тебя получил я так много золота, серебра и драгоценностей, ты отец и мать моей чести, славы, и тьфу на меня за то, что я до сих пор не принес ничего в жертву тебе. Ну хорошо, я не хочу быть более неблагодарным!» Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку».
Как видим, в этой истории не фигурирует ревность со стороны других казаков, да и Разин жениться на княжне не надумывал. Вместо этого он решил сделать жертвоприношение реке, которой был обязан своим богатствам. Схожую версию излагает другой наш источник, Людвиг Фабрициус, голландец, служивший в Астрахани. Эпизод, согласно его трактовке, имел место зимой 1667-1668 гг. Сюжет, в целом, похож, однако в плен к Степану попадает не персидская, а татарская княжна.
«И вот перед своим отступлением он поднялся рано утром, нарядил бедняжку в ее лучшие платья и сказал, что прошлой ночью ему было грозное явление водяного бога Ивана Гориновича, которому подвластна река Яик; тот укорял его за то, что он, Стенька, уже три года так удачлив, столько захватил добра и денег с помощью водяного бога Ивана Гориновича, а обещаний своих не сдержал. Ведь когда он впервые пришел на своих челнах на реку Яик, он пообещал богу Гориновичу: «Буду я с твоей помощью удачлив — то и ты можешь ждать от меня лучшего из того, что я добуду». Тут он схватил несчастную женщину и бросил ее в полном наряде в реку с такими словами: «Прими это, покровитель мой Горинович, у меня нет ничего лучшего, что я мог бы принести тебе в дар или жертву, чем эта красавица».
Фольклорное повествование о принесении девушки в жертву некоему богу или духу воды – вещь весьма распространённая. Видимо, об одной из этих легенд путешественники узнали и по-своему её адаптировали. Значит ли это, что с ней как-то связан Степан Разин? Топил ли он персидскую (или татарскую) княжну в действительности?
Маловероятно. Во-первых, шанс того, что на военном судне окажется девушка, сам по себе мал, а уж про княжну и разговора быть не может. Разин просто не мог захватить в плен чужую принцессу, и, соответственно, утопить её впоследствии.
Во-вторых, отсутствие упоминания этого сюжета в любых других источниках. Исследователи впоследствии пытались найти след царевны, прореживали архивы, однако нигде больше история не упоминалась.
Вероятнее всего, побывав в этих местах, голландские мореплаватели услышали фольклорные сюжеты о принесении в жертву прекрасных девиц. Описывая же после, они поместили в их центре истории о Степане Разине. Казацкий атаман, конечно, был человеком суровым, жестоким, но очень маловероятно, что он в течение своей жизни действительно топил хоть какую-либо женщину в реке.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!