Безусловно, педагог всегда должен помогать, направлять учеников. Стоит отметить, что в момент самоопределения его помощь особенно важна.
Профориентационная деятельность должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. Наши эксперты расскажут, что нужно делать учителю, чтобы помочь ученику в самоопределении.
При профессиональном самоопределении школьника педагогу необходимо оказывать не только прямую или косвенную помощь, но и психологическую и социальную.
Обычно выделяют такие этапы поддержки:
Начальная школа (1 – 4 класс)
В этот период главная задача - познакомить школьников с перечнем существующих профессий и их предназначениями в обществе, рассказать о значимости труда в жизни каждого человека, начать развивать трудолюбие. Самое важное здесь - вызвать интерес к различным видам деятельности.
1. Первая ступень основной школы (5 - 7 класс)
Здесь необходимо делать акцент на интересах и способностях учеников, показывать им, как это может помочь в различных профессиях, развивать их интерес в этих сферах.
2. Вторая ступень основной школы (8 - 9 класс)
В этом возрасте учителя должны подталкивать школьников к самоанализу своих главных качеств и профессиональных склонностей, чтобы ребята сами поняли, кто они такие, чего они хотят от своей профессии.
3. Старшие классы (10 - 11 класс)
Через углубленное изучение различных предметов и коррекции профессиональных планов должна развиться уверенность в адекватности собственного выбора профессиональной деятельности.
Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего с ребенком говорить о выборе будущей профессии?