Смирение – как путь к душевному покою.
Смирение – это первый шаг к покаянию. Смирение необходимо каждому православному христианину, ибо приближает его к Богу.
Пути к Богу у каждого свои. Смирение отличается от терпения тем, что смирение является первым, после чего уже наступает и терпение. А терпение это уже следствие смирения. Т.е, сначала наступает в душе человека смирение, он как бы являет собой пониманием мыслей разума и сердца что смиряется воле божьей. А после наступает терпение, ибо он как бы говорит, что готов терпеть всему, что будет у него, ибо смирился.
Другими словами смирение являет собой начало начал, ибо если у человека нет смирения – значит, нет подчинения, если нет подчинения – значит, есть несогласие, если есть несогласие – значит, будет протест (выражаемый в любой форме, от молчаливого саботажа до агрессии), если есть протест – как можно говорить о терпении? Поэтому если нет смирения – то нет терпения, нет терпения – нет и веры христианской, ибо и терпение и смирение – возможны лишь когда спокойны нервы и душа и мысли и сердце и воля человека не направлена на злые помыслы, а на добро и любовь.
«Бог есть любовь». (Ин.4:8).
А настоящая любовь является высшей добродетелью, потому что любовь:
- «…долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит». (1Кор.13:4-8).
Таким образом, мы должны говорить о том, что смирение является началом начал в последующем покаянии и признании своей греховности. А признание греховности своей, признание, что грешен человек самим этим человеком, т.е. признание в отношении себя – является одним из важнейших в вере христианской православной, ибо можно и верить и дела делать праведные, а не признавать свои грехи – и все обернется супротив такого человека.
Посмотрите, как пишет об этом святитель Игнатий (Брянчанинов)[1]: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния». «Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?».
Т.е. уже тут можно говорить о том, что святитель вообще указывает на то, что является наиглавнейшим в вере православной.
Проф. Московской Духовной Академии А.И.Осипов[2] так объясняет слова святителя Игнатия: «Христианином… является совсем не тот, кто верит по традиции или кто убедился в бытии Бога какими-то доказательствами, и, конечно же, совсем не тот, кто ходит в храм и чувствует себя выше всех этих грешников, безбожников и нехристиан. Нет, христианин тот, кто видит свою духовную и нравственную нечистоту, свою греховность, страдает об этом, кто видит себя погибающим и потому внутренне способен к принятию Спасителя, к действительной вере во Христа».
В Святом Писании говорится, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
- «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Ик.4:6).
И происходит это потому, что губит людей тщеславие и гордыня их. Ведь недаром говорится, что хочешь увидеть каким будет человек – дай ему власть. И происходит падение человека, потому что внутреннее он еще не готов к тому, чтобы взять неподъемный груз. Да вполне может быть и если бы сам человек не подгонял события жизни, то все происходило бы поэтапно, как на то рассчитывает Бог, когда по мере роста духовного человека ему и даются те или иные блага. Тогда как человек начинает форсировать события, зачастую и происходит то, что видит Бог, что взыграл в человеке дьявол, и никак такого человека не остановить, кроме как попустительствовать дьяволу возобладать над чувствами и разумом человеческим; и когда случается подобное – следует понимать это именно как Провидение Божие, его добрый Промысел. И доброта эта вызывается в заботе о нас. Потому что никак по-другому не остановить нас от совершения греха, потому что причинение зла, вреда самому себе – это и есть грех.
А вот когда человек проявляет смирение, тогда как раз и наоборот, Бог попустительствует человеку достижения каких-то благ. Хотя опять же, следует понимать, что это не Бог или тем более дьявол руководит нами, а мы сами. И когда совершаем зло, а после приходит к нам наказание за зло – такое наказание мы сделали сами себе, но, конечно же, не Бог. Ибо любое зло или добро в отношении нас – есть суть наше собственное восприятие. Т.е. то, что нам кажется, а не то, что на самом деле есть.
Именно потому и очень важно смирение, ибо смирение наше свидетельствует как раз о нашей внутренней готовности перейти на следующий этап развития. И как раз еще и именно поэтому, смирение становится очень важным для христианина потому, что смирение – это значит заглушение в себе такого греха как гордыня.
Гордыня относится к восьми греховным страстям, свойственным человеку.
«Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня». (Пс.118:78).
Гордость – это корень зла. Высокое и зачастую неоправданное мнение о себе вытягивает за собой лицемерие и осуждение других.
«…посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». (Ик.4:6).
- Когда человек обуян такой греховной страстью как гордость, в нем напрочь отсутствует любовь, ибо
- «Любовь… любовь не превозносится, не гордится…». (1Кор.13:4).
- Любовь это основное, чем можно бороться с гордостью, ибо любовь является высшей добродетелью. И таким образом самая большая из греховных страстей человека гордыня - борется наивысшей добродетелью.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).
В тоже время, за то, что человек дозволяет развитию в себе гордыни, его в итоге карает Господь Бог, посылая на такого человека несчастья различные пока он не смирится.
«Ныне я… славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо». (Дан.4:34).
«Вот, Я - на тебя, гордыня, говорит Господь Бог Саваоф; ибо пришел день твой, время посещения твоего. И споткнется гордыня, и упадет, и никто не поднимет его; и зажгу огонь в городах его, и пожрет все вокруг него. Так говорит Господь Саваоф: угнетены сыновья Израиля, как и сыновья Иуды, и все, пленившие их, крепко держат их и не хотят отпустить их». (Иер.50:31-33).
Кассиан Римлянин, говоря о гордыни, считал, что, несмотря на то, что она стоит последней в списке восьми греховных страстей -- «…по началу и времени есть первая».
«Осьмая и последняя брань предлежит нам с духом гордости. Страсть эта, хотя в порядке изображения борения со страстьми полагается последнею, но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь, нападающий особенно на совершенных и с лютым грызением пожирающий их, когда они достигают почти уже самой вершины добродетелей»[3].
Гордыня в свое время сделала из доброго ангела Денницы падшего ангела, который возгордился, посчитав себя выше Бога, и пал в ад после того что архангел Михаил собрал войско добрых ангелов и они уничтожили падших ангелов (бесов), свергнув их из Рая в Ад вместе с сатаной и диаволом Денницей.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы». (Ис.14:12).
Гордыня превращает до времени доброго человека в злого и падшего; и тогда все до этого сделанные добрые дела его превращаются в прах, ибо он согрешил.
«И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих». (Иез.3:20).
Даже в язычестве (греческая мифология) осуждалась гордыня. Вспомним персонажа греческого мифа Тантала, который был наказанный за гордыню тем, что изнемогая от голода и жажды стоит по шею в воде и не может дотянуться до свисающих над его головой плодов почти дотрагиваясь до них. Отсюда выражение: «Танталовы муки».
«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность». (Притч.16:18).
Когда присутствует гордыня – нет смирения у человека. А значит и жизнь его к погибели идет, и страдания у него случаются душевные, и жизнь сама становится порой совсем невыносимой. А то и психопатология развивается (депрессии, беспокойство, тревожность и т.п.).
- «Начало гордости – удаление человека от Господа и отступление сердца его от Творца его; ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость; и за это Господь посылает на него страшные наказания и вконец низлагает его». (Сир.10:14-16).
Когда присутствует гордыня – нет смирение, а есть осуждение, обида, желание мстить, наказывать из-за ощущения себя «униженным и оскорбленным». Какое уж тут смирение. Неотвратимо все это удаляет от Бога, ибо делает жизнь человека, стремящегося к реализации собственных низменных желаний мщения через обвинения другого, невыносимой и весьма далекой от блаженства и спокойствия. А нет спокойствия в душе – значит там бесы. А если бесы – значит рано или поздно они приведут к хозяину своему – дьяволу. А зачем? Чтобы вечные муки испытывать? Не лучше ли обратиться к Богу?! Ведь любой из нас ничто из себя не представляет в сравнении с величием Бога.
«Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя». (Галл.6:3).
Так может когда-то пора задуматься над этим и начать жить по совести, т.е. хотя бы как минимуму – справедливо в отношении себя и других, по отношению к себе и к другим. Опомнитесь! Так и хочется воскликнуть: Опомнитесь, люди! Что вы делаете?! К чему вся эта актерская игра по жизни? Зачем жить в этом выдуманном мире, мире фантазий, которые никогда не сбудутся, и мире иллюзий, кои никогда не воплотятся в реальность и ту действительность, в которой живет каждый из нас, и от которой особенно рьяно стремятся убежать те, которые вроде как и убегая от реальности, на само деле теряют направление движения и прибегают к болезням души.
«Итак, сын мой, люби братьев твоих и не превозносись сердцем пред братьями твоими и пред сынами и дочерями народа твоего, чтобы не от них взять тебе жену, потому что от гордости – погибель и великое неустройство». (Тов.4:13).
Не так просто избавиться от гордости и попасть в рай, обретя благо и на земле, ибо Господь благоволит к любящим его, но что значит не так просто, когда любая борьба это труд. Так неужели невозможно будет потрудиться ради стяжания Царства Небесного, попасть в которое в свою очередь невозможно без очищения себя от грехов и страстей.
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11: 12).
Святой Иоанн Лествичник[4] называет смирение мудростью, а смиренномудрие это безымянная благодать души и сокровище, хранящееся в бренных сосудах, и только познавшие смиренномудрие в собственной жизни по-настоящему знают ее, ибо это духовное учение Господа, которое понимается душой, но словами изъяснить невозможно:
«…смиренномудрие есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство; Божие именование; ибо Господь говорит: «научитеся» не от Ангела, не от человека, не от книги, но «от Мене», т. е. от Моего в вас вселения и осияния и действия…».
- Схож в своих суждениях с Иоанном Листвичников и преподобный Авва Дорофей[5], который пишет: «…что такое сие смирение и как оно рождается в душе, никто не может выразить словами, если человек не научится сему из опыта; из одних же слов нельзя сему научиться».
Смирение является важнейшим состоянием души православного христианина. Смирение угодно богу. Если есть смирение, будет и покаяние.
«…покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15).
Именно на покаяние обращал внимание Игнатий Брянчанинов[6]:
«Два свойства, две способности насаждены милосердым Богом в человеческое естество, при помощи которых оно, по падении своем и по отчуждении от Бога, может возникнуть из падения и восстановить общение с Богом. Эти два свойства: свойство покаяния и свойство веры.
…За покаяние Бог дарует прощение грехов и доступ к Себе, а вере открывает Себя, и дарует то Богопознание, к какому только способен человек, какого он собственными средствами приобрести никак не может. Вера доставляет уму познания, превысшие разума: ум, путем суждения и исследования, приемлет только те познания, которые подвергаются его постижению; вера усваивает уму познания, недоступные для его постижения. Таковы все откровенные познания о Боге и о таинствах христианства. – Покаяние вводит в сердце ощущения благодатные, чуждые падшему естеству, научает ум и сердце истинному Богослужению…».
При покаянии открывается нам Царство Небесное, покаяние, как мы уже говорили, становится возможным, когда есть смирение, значит, когда есть смирение – есть соблюдение Духовных Законов и Заповедей, данных нам Господом Богом.
«…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф.4:17).
Когда мы говорим о смирение, мы должны понимать, что в смиренном сердце нет места гордыни и тщеславию. Человек понимает, что он себе не принадлежит, да и что он сам по себе, когда все от Бога, когда человек не зависит ни от себя, ни от мира, в котором живет, ибо в любой момент все может закончиться и наступить трагедия с ним или с его близкими, и эту трагедию не в силах он предотвратить, ибо на все воля Божья.
Тогда как если являет человек, исповедующий веру православную, собой смирение, то ждет его вечная жизнь и воскресенье после смерти, а при жизни – душевное спокойствие и радость житейская.
«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение». (Прит.15:33).
Игумен Никон[7] (Воробьев) так писал о смирении, предостерегая нерадивых в покаянии:
«…Желаю вам всем… смирения, без чего и все добродетели не имеют цены. В свою очередь, смирения не может быть там, где нет сознания своих грехов, нет покаяния, а есть самооправдание. Так что все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для царствия Божия, а вследствие этого - необходимости постоянно умолять Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет».
А напоследок нам хотелось бы привести слова старца Паисия[8] Святогорца о смирении. На наш взгляд эти слова многое объясняют в понимании смирения, в т.ч. и дополняя высказывания уже упоминаемых нами в этой главе отцов церкви о смирении:
«- Геронда, скажите нам что-нибудь на прощание.
- Что вам сказать? Я столько наговорил!
- Скажите нам что-нибудь, чтобы мы над этим работали до Вашего возвращения.
- Ну если настаиваете, скажу... Есть одна добродетель - смирение, а так как вы этого не понимаете, то прибавлю ещё и любовь. Но в ком есть смирение, у того разве нет и любви?
- Авва Исаак говорит: "Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели".
- Значит, без смирения добродетели... несъедобны! Святой Исаак хочет показать, насколько необходимо смирение в делании добродетелей.
- Геронда, в другом месте авва Исаак говорит, что смирение приходит, когда человек приобретёт все добродетели.
- Может, ты что-то не так поняла? Если у человека нет смирения, к нему не может приблизиться ни одна добродетель.
- Значит, имеющий смирение имеет вместе все добродетели?
- Конечно. Смиренный источает все ароматы духовного благоухания: простоту, кротость, любовь без границ, доброту, незлобие, жертвенность, послушание и т. д. У него есть нищета духа, поэтому он и владеет всем духовным богатством. Ещё он благочестив и молчалив, а потому он того же рода, что и Преблагословенная Богородица Дева Мария, Которая обладала великим смирением. Нося в Себе воплощенного Бога, Она ответила: "Се, раба Господня: буди мне по глаголу твоему" (Лк.1,38). Не сказала: "Я стану матерью Сына Божия". Она молчала, молчала, пока не заговорил Христос в тридцать лет.
Святой Андрей Критский говорит, что Она Бог после Бога и второе место занимает за Троицей. Раба и вместе с тем Невеста Божия! Дева и Матерь! Создание Божие и Мать Создателя! Всё это великие тайны, которые нельзя объяснить, можно только пережить!
- Какая икона Богородицы Вам нравится больше всего?
- Мне все иконы Богородицы нравятся. Даже если просто увижу, что где-то написано Её имя, много раз благоговейно его целую, и сердце трепещет от радости.
Страшно, если задуматься! Маленькая девочка говорит: «Величит душа моя Господа, яко призре на смирение рабы Своея» (Лк.1,46-48). В немногих словах такой смысл! Большую пользу можно получить, если вникнуть в смысл этих слов. Коротко, но сильно. Если будешь в них вникать, возлюбишь смирение, и если смиришься, увидишь пришествие в тебя Бога, Который превратит твоё сердце в Вифлеемские ясли».
Таким образом, мы должны ясно понимать, что смирение является необходимым для постижения Веры Христовой, а Вера Господня – дарует покой нашим мыслям, успокаивая чувства, приводя в соответствие желание, и направляя нас в поступках наших. А значит, все будет спокойно и правильно в жизни нашей, и в отношении нашем с другими людьми, и в отношении к нам других людей.
И самое главное, если глубока Вера в Господа Бога Иисуса Христа, если проникнута наша жизнь подвигом смирения во славу любви к Господу Богу, то разольется по членам нашим душевное спокойствие и умиротворенность.
А где умиротворенность – там и Бог.
И в смирении будем мы пребывать с Богом. Да будет так. Аминь.
[1] Игнатий Брянчанинов, епископ. Аскетические опыты. М.: Правило веры. 1993. т.4. с.227-385.
[2] Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Сретенский монастырь. М. 2002
[3] Св.Иоанн Кассиан. Обозрение духовной брани. Добротолибие. Т.2.Кн.12.
[4] Прп. Иоанн, игумен Синайский. Лествица. М.Подворье ТСЛавры. 2010.
[5] Авва Дорофей. Душеполезные поучения. Сибирская благозвонница. 2010.
[6] Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. М. Правило веры. 1993
[7] Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня. Письма о духовной жизни. М. Оранта. 2011.
[8] Старец Паисий Святогорец. Страсти и добродетели. Т.5. Святая гора. 2010.
prof. Сергей Зелинский
Психотерапевт, чемпион мира (США,1998), тренер-психолог 3-х чемпионов мира, тренер по боксинг-терапии (авторский метод Зелинского), боксу и единоборствам Бойцовского клуба Сергея Зелинского (Санкт-Петербург), преподаватель факультетов психологии, педагогики, ФиС 3-х вузов, автор 250 книг