Все петербуржцы знают Елисеевский магазин на Невском. Знали и в советское время. Мы, например, с мамой в 80-е годы приезжали на Невский и иногда заходили в елисеевский – посмотреть, понюхать, что-то купить, чего не было в обычных «стекляшках» в нашем спальном районе. Как сейчас помню вкус селёдочного масла. Почему его не найдёшь в современных магазинах? Его взвешивали на пергаментной бумаге, заворачивали в брикет – а потом - на мягкой булке … ммм.
В 90-е он был привилегированным, для иностранцев, как говорили в народе. В начале 2000-х витрины Елисеевского украсились движущимися фигурками кукол в стиле Шемякина. И цены по-прежнему кусались.
Да и сейчас это далеко не магазин эконом-класса. А кроме прилавков там есть на что посмотреть: интерьер в стиле модерн, как при купцах Елисеевых, величествен.
Что мы знаем об этой прославленной петербургской купеческой династии? Да, это не рядовые гостинодворца, а поставщики Его величества с 1874, а это купеческий знак качества.
Такую карьеру, как Елисеевы, сделает не каждый. Их предки были крепостными крестьянами деревни Новосёлки Ярославского уезда. Пётр Елисеевич Елисеев, основатель семейного дела, был крепостным садовником у графа Шереметьева. Как-то в январе он удивил барина и гостей тем, что поднёс блюдо земляники. Это зимой-то! Вырастил знаток своего дела, в парнике, наверное)
Умилённый граф подписал вольную своему крепостному в 1813 г.. И в том же году предприимчивый Пётр Елисеев открыл гастрономическую лавку на Невском пр., а уже в 1818 г. арендовал склад в здании Биржи, начал торговлю колониальными товарами (табак, кофе, чай, вина, сыр, прованское масло). Торговое дело после его смерти продолжили его вдова Марья Гавриловна и сыновья Сергей (1800-1858), Григорий (1804-1892) и Степан (1806-1879).
В 1857 г. братья учредили торговый дом «Братья Елисеевы». Им принадлежали магазины и склады в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе, Харькове, Варшаве, Париже, Берлине, Лондоне, Лионе…. У них были крупнейшие винные подвалы на Васильевском острове, две крупные кондитерские фабрики, ликёроводочный завод, 17 многоэтажных доходных домов. Годовой оборот составлял 7,3 миллиона (по-современному – более 7 миллиардов).
Как богаты были Елисеевы, так и щедры. Не забывали они бедных людей, из которых и сами вышли. Благотворительность Елисеевых была поставлена на широкую ногу – более двух десятков организаций содержались на елисеевские капиталы. После смерти Сергея Петровича по его духовному завещанию часть средств пошло на содержание двух богаделен Елизаветинской (и церкви при ней) и Николаевской (для купеческого сословия). А своё состояние он оценил в 1 миллион рублей серебром (1 миллиард современными рублями). Около 70 тысяч переходило монастырям и храмам, 3 тысячи – на милостыню неимущим.
К людям тароватым и предприимчивым русская литература сохранила скептицизм. Ни Хлестаков, ни Чичиков, ни купцы Островского не стали её положительными героями. Но в русской жизни купцы сделали многое. И для культуры в частности.
О купцах Мамонтовых читайте здесь.