На восточном берегу Черного моря, в красивой местности, на месте старого укрепления Гагры в начале 20 столетия возникает новый курорт, всецело обязанный своим существованием неутомимой энергией Его Высочества Принца Александра Петровича Ольденбургскаго.
Еще в октябре 1901 года местность эта была в полном смысле этого слова необитаема и представляла из себя только развалины бывшего укрепления.
Гагры славились своим здоровым климатом и прекрасным местоположением еще в древние времена. За несколько столетий до н.э. эту местность колонизировали греки; затем во времена процветания Римской империи, здесь возникли виллы богатых патрициев, под зашитой крепости. Времена изменились: римское владычество отошло в область преданий, и древняя Гагры, с течением времени, превратились в груды развалины. Долгое время уголок этот был в запустении и вызван был к жизни абхазцами, возобновившими развалины римской крепости в ущелье реки Жоэквары для защиты Абхазии от набегов черкесов, так как ущелье это служило единственным удобным путем, по которому черкесы делали набеги в Абхазию. В тридцатых годах прошлого столетия Гагры заняли небольшой отряд русских войск, под начальством генерала-майора Гессе, которым было возобновлено укрепление; но в войну 1853-1856 гг. оно было оставлено, как крепость, и служило несколько лет санаторием для нижних чинов; в конце шестидесятых годов Гагры были оставлены совсем, и до 1901 года все постройки и сама крепость успели превратиться в развалины.
В апреле 1901 года Гагры посетил Его Высочество Принц Александр Петрович Ольденбургский.
Богатая природа, чудное местоположение, спокойная бухта, памятники старины, которые во что бы то ни стало следовало сохранить, произвели настолько сильное впечатление на Августейшего посетителя, что в октябре того-же 1901 года уже кипела работа по устройству в Гаграх климатической станции.
12 октября 1901 года совершена закладка климатической станции, а уже 9 января 1903 года состоялось торжественное открытие. В этот же день, 9 января, состоялось и освещение древнего храма во имя св. Ипатия, епископа гагрского. Развалины этого храма, постройка которого относится археологами к VI-му веку, сохранились в одном из уголков крепости и реставрированы, с строгим сохранением стиля, на средства Ее Императорского Высочества Принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской.
Так же реставрированы и крепостные стены. Внутри их возведены из развалин трехэтажные корпуса, в которых помещались административные учреждения и меблированные комнаты.
Здесь же был небольшой деревянно-картонный дом, выстроенный весной 1902 года в течении четырех дней для Их Высочества Принца Петра Александровича и Великой Княгини Ольги Александровны Ольденбургских.
Сзади корпуса администрации трех-этажное кирпичное здание, в котором помещались начальное училище, состоящее в ведении приюта Принца Петра Георгиевича Ольденбургскаго.
Во дворе крепости была запланирована разбивка тропического сада.
В климатическом отношении Гагры поставлены в исключительные условия. Защищённая с северной стороны горами, вся местность открыта теплым южным ветрам. Жестокие холодные ветры, свирепствующие по Черноморскому побережью в осенние и зимние месяцы. в Гаграх совершенно неизвестны и, благодаря такому обстоятельству. субтропическая растительность культивировалась здесь в самых широких размерах.
Таким образом, средняя годовая температура для Гагр +15 градусов.
Летом 1902 и 1903 года, по причине громадных земляных работ, в Гаграх наблюдались частые случаи малярии среди рабочих. Бесплатная больница, ежедневные обходы врачами места работ, достаточный медицинский персонал, бесплатная раздача лекарств, быстрая помощь заболевшим - парализовали этот бич Черноморского побережья.
Для больных, нуждающимся в лечении горным воздухом, на высоте 1000 метров над уровнем моря была выстроена горная гостиница.
Купальный сезон в Гаграх начинался в начале апреля и продолжался до половины и даже конца октября. До весны 1904 года существовало две временные купальни: одна у устья реки Жоэквары, а другая - на правом берегу Жоэквары. Купальня у Гагрипш была снесена, так как рядом была открыта новая. Здание новой купальни было построено на самом берегу моря.
В купальне были кабины с установленными в них английскими ваннами и мраморными умывальниками с холодной и горячей водой. С 7 часов утра и до 7 часов вечера можно было иметь горячую и холодные ванны из морской и пресной воды.
В подвалах были котлы для нагревания и отопления самой купальни.
У здания купальни была устроена крытая платформа - для ожидающих трамвая.
Трамвай был конный, а с 1905 г. электрический, соединял купальню с гостиницами и меблированными комнатами.
Для приезжающих в Гагры имелись две казенные гостиницы и меблированные комнаты. Первая, по времени постройки, гостиница, носящая название "временно", располагалась у подножья горы.
Строительство временной гостиницы началось в апреле 1902 года и открыта 1 сентября того же года.
Трех-этажное, красивое здание, выстроенное из дерева и бетона. По широкой каменной лестнице поднималась в вестибюль.
Направо и налево от входа шли коридоры, по обоим сторонам которых шли номера. Первый коридор переходил в крытую галерею, соединяющую гостиницу с рестораном. В конце левого коридора была парикмахерская. Из вестибюля вела лестница на второй этаж. На втором этаже была библиотека и читальня; налево от входа - коридор, переходящий в открытую галерею, которая вела в ресторан; направо по коридору - фотографический кабинет, дамский салон и лестница в почтово-телеграфную контору.
Читальня выходила балконом на море, была богато и со вкусом меблирована. Мягкая мебель, книжные шкафы, письменные и газетные столы - все было выписано из Вены.
Дамский салон был изящно отделан в стиле модерн. Тут располагалось пианино киевской фабрики. Разрешалось играть до 12 ночи. Салон выходил на балкон, обращенный к морю.
Большинство номеров имело отдельные небольшие балконы. В номерах первого и второго этажей имелись ванные и уборные комнаты. В каждом номере, даже самом дешевом, был телефонный аппарат, который так же служил будильником, а в случае пожара по нему предупреждали об опасности.
Отопление гостиницы было паровое, освещение электрическое.
Во второй половине 1903 года началось строительство новой восьми-этажной гостиницы из железо-бетона на 120 номеров.
Эта гостиница расположена близи временной, по одной линии, и отделялась от первой рестораном. Все номера снабжены балконами; ванная и уборная комнаты - по одной на этаж.
К гостинице вели две дороги - к первому этажу и другая, верхняя - к пятому.
Внутри крепости, в двухстах шагах от пристани, в большом, выстроенном из железо-бетона, здании помещались меблированные комнаты и магазины.
Магазины расположены на первом этаже, а меблированные комнаты- во втором и третьем. Все номера имели отдельные балконы, освещались электричеством; для отопления были устроены камины. Обстановка была не такая роскошная, как в гостинице, но удобная.
Прямо против пристани, через парк у источника, называемого "Глазным", выстроенном в 1903 году небольшой дом в три этажа, в которых помещались номера меблированных комнат.
В доме было 10 номеров, отдельная кухня и мог сдаваться как самостоятельная дача. При нем был небольшой садик.
Ресторан, выстроенный всего за три с небольшим месяца, вполне заслуженно вызывал удивление посетителей как внешним видом, так и внутренним устройством.
Это здание, выстроенное из дерева и бетона, производило очень симпатичное впечатление своей прихотливой и оригинальной архитектурой.
Главный вход в ресторан был из временной гостиницы. Обеденный зал в два света; по бокам шли широкие внутренние балконы, вход на которые из зала двумя лестницами. С балконов был вход в отдельные комнаты. В одной части помещения была устроена гостиная, с изящной плетеной мебелью и мягкой мебелью, пианино и с выходом ненаружный широкий балкон. В противоположной части от гостиной находилась сцена.
Прямо против входа была бильярдная, из которой выход на другую, противоположную главному входу, сторону ресторана. Здесь была беседка из вьющихся растений. Эта площадка служила также и столовой.
К ресторану примыкал трех-этажный флигель, во втором и третьем этажах располагались квартиры для ресторанной прислуги, а на нижнем этаже - машины для выдавливания искусственного льда и холодильная камера.
Кухня ресторана помещалась на нижнем этаже, где разбирались, чистились и мылись припасы и проводились подготовительные кухонные работы. Чистая же кухня была устроена в самом зале ресторана и отделялись от зала зеркальными, во всю стену, окнами.
Для лиц менее состоятельных и для народа существовала народная столовая. Здание это размещалось против базарной площади, позади крепости.
По ущелью Жоэквары располагались служебные постройки.
Пекарня была оборудована машинами для приготовления теста, приводимыми в движении электричеством.
Убой скота в Гаграх разрешался только на бойне.
Река Гагрипш снабжала водою всю станцию, для подачи воды был устроен водопровод и 5 запасных водоёмов, расположенных один над другим.
Прямо против пристани, на горе, красиво выступает среди яркой зелени дворец Его Высочества Принца Алекандра Петровича Ольденбургскаго.
Дворец был закончен в 1904 году, выстроен в два этажа с мансардами; первый этаж, в котором расположены парадные комнаты, каменный; второй и мансарды - деревянно -бетонные. Во дворцу вела широкая проезжая дорога со стороны пристани и две пешеходные тропы - от временной гостиницы и от крепости.
Сообщение с Гаграми осуществлялось через порты Черного моря пароходами Русского Общества Пароходства и Торговли.
Пароходы в Гаграх останавливались на рейдах на расстоянии от берега. С пароходов нужно было высаживаться на фелюги, которые доставляли пассажиров на пристань.
Бухта в Гаграх настолько тихая и спокойная, что такой способ высадки не представлял никаких неудобств, а тем более опасности.
Помимо гребцов-турок, состоящих на службе, этому делу были обучены нижние чины Пограничной стражи и Куринского полка.
Кроме сообщения морем, можно было попасть в Гагры и сухим путем, но этот пусть был чрезвычайно долог и дорог.
Эпоха Принца Ольденбургского была не долгой. После Октябрьской революции 2017 года он эмигрировал в Финляндию. Наследие принца было разграблено, а после установления советской власти в Абхазии в 2021 году все имущество было национализировано.
Но это уже совсем другая история.