Найти тему
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 9:27-36. Люди в Царстве Божьем

Как нам увидеть, что представляет собой Божье Царство? Как ощутить его атмосферу мне, человеку плотскому? Как увидеть Сына человеческого, грядущего в славе Своей и Отца и святых ангелов? Разве такое возможно человеку земному?

Скорее всего некоторые ученики Христа задавали себе эти вопросы, поэтому и прозвучало достаточно странное заявление Иисуса: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лук.9:27).

Даже человек плотский, еще не осознающий миссию Христа до конца, еще не взявший своего креста и не до крови сражающийся против греха, оказывается, может увидеть Божье Царство во славе.

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лук.9:28,29).

На глазах троих учеников Иисус преобразился так, что им открылась слава и Его, и Отца, и ангелов. Это было подобно тому, как человек одевается в яркие сверкающие белые одежды.

«Взяв Петра, Иакова и Иоанна» - скорее всего именно эти трое задавали себе вопрос о том, как человеку возможно увидеть Царство небесное и может ли он погрузиться в атмосферу Божьей славы.

Христос нашел возможность показать это, взяв Петра, Иакова и Иоанна помолиться на вершину ближайшей горы. Это уже второй случай, когда Иисус отделил троих учеников, чтобы они увидели славу Божью. Первый был во время воскрешения дочери Иаира, а последний, третий раз,- когда им была оказана честь поддержать Господа в гефсиманской молитве.

Название горы, куда они поднялись, неизвестно. Считавшаяся веками местом преображения гора Фавор в 19-ти км к юго-западу от Галилейского моря, не могла быть этим местом по причине того, что оно не было уединенным, – на ее вершине располагались крепость и небольшое селение.

Подъем на вершину занял много времени, так что они добрались туда когда стемнело. Ученики молились вместе с Иисусом, но вскоре усталость сомкнула их глаза, и Спаситель продолжал молиться в одиночестве.

О чем Он молился?

О том, чтобы Отец укрепил Его во время истязаний, чтобы подкрепил Его в страданиях на кресте, послал Ему сил устоять и выдержать страшные физические и духовные муки.

Иисус просил, чтобы ученики поняли суть Его миссии, чтобы были подготовлены к Его смерти, чтобы после разочарования вновь обрели веру и были подкреплены Священным Писанием.

Это была продолжительная молитва, занявшая значительную часть ночи. Свою молитву Господь сопроводил просьбой о том, чтобы ученики увидели Его божественную славу в славе Небесного Отца.

«И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лук.9:29-31).

«Два мужа», Моисей и Илия – оба были прославлены и являются представителями уже не царств мира сего, но Царства Божьего. Они стали гражданами этого Царства. Один, пройдя через смерть и воскресение. Другой, минуя и то, и другое.

В то же время и Моисей, и Илия представляют человечество в Божьем Царстве. Один – ту группу людей, которые будут воскрешены во время Второго пришествия Христа. Другой – тех, кто встретит Христа живыми и вместе с воскресшими праведниками будут вознесены навстречу Господу на воздухе (1Фесс.4:17).

Илия и Моисей говорили с Иисусом о том, что надлежало совершить Ему в Иерусалиме, - об исходе Его, о последнем служении на Земле, которое закончится освобождением Божьего народа из рабства греха. Грех уже не будет господствовать над теми, кто пойдет за Христом, как когда-то Израиль пошел за Моисеем, освободившись от власти фараона.

Христос окончательно победит грех на кресте. Слова Моисея, живого свидетеля исхода из Египта, и слова Илии, который возвращал сердца отцов детям, послужили ободрением и поддержкой для Спасителя.

Покрытый вновь славой Божьей, как одеждой, Он испытывал великую радость от того, что Отец одобряет все Его действия и вновь указывает путь спасения, напоминая как Он спасал народ через Моисея и Илию. И это было бы таким же подкреплением для Петра, Иакова и Иоанна, если бы они не спали.

«Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, - не зная, что говорил» (Лук.9:32,33).

Они услышали только самый конец беседы, но все-таки увидели славу Царства Божьего, окутавшую Иисуса, и двух мужей, представителей этого Царства.

Как ученики узнали их? Очевидно по тому, как к ним обращался Христос и по тем словам, которые им удалось услышать от Моисея и Илии.

Ошеломленные, пораженные и восхищенные увиденным и услышанным, ученики не знали, что сказать. Они пропустили самое главное, для чего Иисус привел их на гору, - весть об исходе, то есть о кресте и мучительной смерти, благодаря которой этот исход и мог состояться.

Если бы ученики слышали всю беседу, она наверняка вошла бы в Евангелие от Иоанна. Если бы они услышали о кресте Иисуса из уст тех, кто олицетворял Царство Божьей славы, их миновала бы та духовную агонию в Иерусалиме и на Голгофе, потому что они знали бы, что сему надлежит быть.

Кроме того, они должны были стать поддержкой Господа, чтобы подкреплять в вере остальных учеников. Но они спали и упустили эту возможность, проснувшись только в самом конце беседы.

Тем не менее, они увидели Божье Царство, как и обещал Иисус. Сияние славы очаровало Петра так, что ему захотелось пожить какое-то время на этой горе. И поскольку символом Царства Божьего для всякого иудея был Праздник кущей, Петр предложил отметить вхождение в это Царство проставлением шалашей из веток.

Трудно представить, где бы они нашли материал для кущ на вершине горы, поэтому предложение прозвучало как-то жалко. Тем более, что вход в Царство Божье и исход из царства тьмы был возможен только через предстоящую вскоре смерть и страдания Иисуса. Еще не время праздновать, - надо сначала пережить Пасху, пережить страдания. И для учеников эти страдания не имели бы такой силы, если бы они бодрствовали с Христом в молитвах, если бы внимательно слушали Господа и были послушны Ему до конца.

«Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лук.9:34,35).

Ученики не понимали Господа по нескольким причинам. Да, они твердо верили, что Иисус есть Христос. Но их ум был заполнен иудейскими представлениями о характере деятельности Мессии. Они никак не ожидали и не представляли себе Мессию – Страдальца и Мессию – Жертву. И в свете своего представления о Мессии – Царе, о Мессии, окруженном Божьей славой апостолы вели себя как формирующийся кабинет министров при всемогущем императоре. То есть делили должности и распределяли ответственность. И этим занимались вплоть до Голгофы.

Поэтому слова Христа о Своих страданиях и смерти были им совершенно непонятны. Они пропускали их мимо ушей и думали, что Спаситель рассказывает им очередную притчу, иносказание, аллегорию.

Когда Иисус молился на горе о подкреплении в грядущих страданиях, ученики не прониклись Его мольбами. Скорби Его им были чужды, поэтому не понимая сути молитв Спасителя, они не могли Его поддерживать, утомились и заснули.

Они не поняли, зачем Господь взял их с Собой на гору. Не поняли того, что произошло на этой горе, а непонимание обычно приводит к молчанию.

«Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» (Лук.9:36).

Сегодня нам, последователям Христа, дано не только верить в Него, но и страдать за Него. Страдания носят различные формы – кого-то постигает болезнь той или иной тяжести, кто-то терзается от непонимания и отчуждения близких по причине исповедания Христа. Кто-то лишается работы по причине невозможности соблюсти на этой работе Божьи заповеди.

Всё это наш крест, и в этом мире страданий без креста невозможно обойтись христианину. Цена следования за Христом может быть велика.

Но Иисус открыл нам вход в Царство славы, и мы за ценой не постоим. У нас есть твердая надежда, что однажды это Царство наступит. Оно придет непременно! Господь обязательно придет во всей Своей славе как Царь царей и Господь господствующих.

И этот момент будет моментом великой радости, моментом победных возгласов, которые вырвутся из наших уст. Моментом, который затем перейдет в вечность в единстве с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.