Ностальгия по школьной романтике 90-х
Я училась в школе в 90-е годы, заканчивала 11 класс в 1999 году. Тогда ещё не было ЕГЭ, сдавали обычные экзамены по билетам. Занималась подготовкой к ним только в 11 классе. В начале учебного года определилась, что хочу пойти на экономику, тогда это было модно и востребовано, подготовилась к экзаменам в ВУЗ, лето отдохнула, а в августе поступила.
Как мне запомнилась #школа? Там было трудно учиться, математический класс напрягали, но в общем целом в школе царила справедливость. Мы застали учителей старой закалки. Равное отношение к детям и четность были у них в крови, но при этом педагоги старались войти в струю новой эпохи. Первые компьютеры, с трудом полученные школой; первые новые предметы- экономика и юриспруденция; первые ученики, отправленные в США по обмену. В общей разрухе тогдашнего времени школа давала надежду. Мы ощущали её присутствие в воздухе…
Камеры, бесконечные инструкции, заморочки современного мира
Сегодня учатся мои дети, жалко мне их стало в тот момент, когда я переступила порог школы и услышала на родительском собрании про видеокамеры на каждом углу, про систему пропусков, про рейтинги и психологические тестирования готовности к нагрузке. Бесконечные заморочки в виде цифровизации, профориентации, ВПР, бесчисленные #олимпиады, тесты, нужные и ненужные.
Сейчас пишут, что надо заменить ЕГЭ на цифровое портфолио. Происходит постоянный поиск того, чего бы ещё нового придумать, каким образом усложнить жизнь. И мало кто помнит, что иногда важно не то, ЧТО делается, а КАК это воплощается.
Современные реалии не оставили школе былой романтической атмосферы и надежды на то, что впереди только лучшее. Что будет впереди- мы не знаем.
Есть вещи, которые не должны покупаться!
Прежде чем рассказать мои переживания о современной системе экзаменов, я вас спрошу. Будете ли вы спокойны, если знаете, что на улицах города ездит полно людей, которые купили права? Или что ваш врач в больнице еле-еле получил корочку, с горем пополам закончив вуз, куда его нечестным образом зачислили? А если чиновник коррумпирован, а от его справедливого решения зависит ваше финансовое благополучие?
Ну а что такого? Права человек покупает, его же можно понять, он верит, что опыт придёт как-то сам потом. Получить их, сдав экзамены честным путём, гораздо труднее. Плохая подготовка водителя может привести к ДТП, однако это не так очевидно, почему-то…
Врач, который недостаточно любит и знает свою работу, возможно, усугубит и без того тяжёлую ситуацию со здоровьем у пациента и не спасёт сколько-то жизней.
Чиновник просто вынесет решение не в вашу пользу, несмотря на аргументы, так как ему интереснее будет получить премию за обозначенное решение.
Во всех этих ситуациях страдают случайные люди, может они среди нас, или это даже мы. В чём проблема? Кто-то просто купил права, диплом врача, нужное решение. Однако трагизм ситуации понимаешь только тогда, когда ты оказался по ту сторону, когда стал жертвой и всех всё устраивает, ну а тебя, как под гусеницей танка с названием #коррупция, раздавили. Хорошо, если не совсем, а с шансом на исправление ситуации.
Но тем не менее покупаются…
А теперь о наших реалиях. В 5 классе моя дочка первый раз писала ВПР. Она пришла и сказала, что многие ребята в классе «купили варианты и ответы по интернету». Мне, как человеку советского образования, пусть и 90-х, это было странно слышать. Я думала, ну вот сейчас учителя разберутся. Наши замечательные, доблестные учителя обязательно разберутся и всё сделают по справедливости. Нет. Не случилось.
Каждый год я слышала, как дети из класса покупали варианты ВПР по интернету. И уже привыкла к этому, как к чему-то вполне обычному. Ну а что такого, скажете вы, ни на что, кроме оценки в четверти, это не влияет. Да и про оценку писали, что её нельзя подгонять под ВПР. Вроде и неправильно всё это, что честные отличники пишут на четвёрки, а ловкие двоечники покупают ответы и получают пятёрки? Но уж больно смешна эта тема, чтобы из неё раздувать трагедию.
Сейчас мои дети активно пишут олимпиады. Это уже не ВПР. Здесь на кону стоят бесплатные поездки лагеря и образовательные центры, дополнительные баллы к ЕГЭ, крупные денежные премии в некоторых регионах, а часто и зачисление в престижный ВУЗ без вступительных экзаменов. И я наблюдаю ту же картину, слышу об этом от разных людей: кто-то заранее сливает или продаёт тексты олимпиад, а иногда и сами решения.
Сливы — удар по умным и трудоспособным детям со всех сторон
Всё пошло с мелочей, со сливов ВПР. Детей приучили, выработали привычку. Они знают специальные группы в мессенджерах и социальных сетях, которые продают задания и решения, с 5 класса знают, где что выкладывают и как можно этим воспользоваться.
Мои дети не покупали ВПР, не покупают и олимпиады. Достоинство, оно есть. Они хотят сами, чтобы результат был лично их! Я не знаю, если бы им предложили бесплатно, по-дружески, может, они и воспользовались бы подсказками? Но они давно сказали, что на себя надеяться вернее. С первого класса я им внушала, что главная ценность- это знания, а не палочки- галочки, то бишь оценки. Это тоже привычка.
В этом году многие ребята, которые упорно готовились к олимпиадам, пролетели потому, что другие, кто списал, получили высокие баллы. Если списывание ВПР никому вреда особо не приносило, только «мнимую пользу троечникам», то сливы олимпиад ударяют чётко по умным детям. Дело в том, что каждый регион, вуз и организационная площадка пропускает в заключительный тур определённый процент участников, которые попали вверх таблицы по баллам. Где-то это 50%, где-то 40%, а где-то и 20%. Места трудолюбивых и умных детей просто займут те, кто купил ответы.
Списывание ведёт к увеличению числа участников, а это, в свою очередь, вынуждает организаторов усложнять задания следующих лет, так как высокие баллы надо как-то возвращать на средний уровень.
И круг замыкается, более сложные задания, оказывается, снова легче списать, чем решить. В то же время умным и честным детям надо ещё больше усилий, мотивации и здоровья, чтобы продолжать эту битву.
Да, часто эти задания покупают и умные ребята, которые и сами бы многое решили, а тут такая помощь. Дети эту чехарду со сливами в интернет, конечно же, не смогут прекратить. А будут только поддерживать!
Надо бороться и это ведь возможно
Организаторам пора задуматься о том, как это безобразие пресечь. Скорее всего, есть каналы или нечестные сотрудники в звене передачи.
И борьба возможна! Так, например, организаторы некоторых олимпиад выкладывали в интернет неправильные решения. Вроде всё логично, похоже, но в итоге – не то. Дети списали, и всех, кто попался, дисквалифицировали. Притом вычислили даже тех, кто старался всё поменять и не списывать дословно.
Желаю всем нам внимательных и опытных водителей на дорогах, профессиональных врачей в поликлиниках и больницах, добропорядочных чиновников, заинтересованных учителей. Это купить нельзя- только заслужить и воспитать, изменив систему.
Р.S. Хочу добавить, что бороться может каждый. У организаторов, которые проводят олимпиады, есть сайты с обратной связью. Если вы в курсе случаев недобросовестной конкуренции, сообщите туда.
В Москве это - https://vos.olimpiada.ru/reviews
Сайты ВСОШ в регионах: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/sites/