Найти тему
crime fiction

Следствие ведут идиоты. Ирса Сигурдардоттир. Цикл "Детский дом".

Когда я работал в сфере продаж, руководство любило таскать нас на всевозможные тренинги и курсы повышения эффективности. И один из типичных балаболов-коучей, который "однажды продал бомжу на миллион", как-то зарядил нам, что клиент/покупатель не должен ощущать себя глупее менеджера/продавца; клиент охотнее расстается с деньгами, если чувствует интеллектуальное превосходство, на крайняк равенство. Я так полагаю, что среди скандинавских детективщиков практикуется схожая аксиома - читатель испытывает дискомфорт, если главный герой слишком умный. Поговаривают, даже слово "сапиосексуал" у них ругательное. Поэтому у авторов-скандинавов все сыщики либо совсем уж откровенные тупари(отдел Q, бригада Эверта Бэкстрема, клоуны из романов Макса Сека), либо просто не отличаются умом и сообразительностью(Фабиан Риск, полицейские участки в Фьельбаке и на острове Сандхамн). А если говорить конкретно про Исландию, то реплику персонажа Гая Ричи(Тони "пуля в зубах" из фильма "Большой куш") "Никогда нельзя недооценивать предсказуемость глупости", можно смело размещать над входом в любой полицейский участок Рейкьявика в качестве девиза.

-2

Исландская писательница с одним из самых труднопроизносимых патронимов(на самом деле все просто - в Исландии вместо фамилий используются отчества; у женщин в конце добавляется "-доттир" дочь, у мужчин "-сон" сын) начала свою эпистолярную деятельность с 1998 года - днем она работала инженером-строителем, а по ночам писала книги. В России ее пробовали издавать в 2012 году, "Corpus" выпустил пару романов про адвоката Тору Гудмундсдоттир, но популярности они не снискали и прошли мимо читателей практически незаметно. Вторую попытку девять лет спустя предприняли в "Эксмо" - серия "Крафтовый детектив из Скандинавии. Только звезды" пополнила свой кейс криминальным циклом "Детский дом". Три романа вышли в прошлом году(еще три обещаны в ближайшее время) и были приняты публикой значительно бодрее. Как спел когда-то один креативщик: "Любит наш народ цикл Детский дом".

-3

Я не хочу уподобляться известному сатирику и каждый раз в обсуждениях поступков главных героев повторять классическое "Ну тупыыые!", хотя эта фраза в процессе чтения приходит в голову с завидным постоянством; вместо нее я буду ставить звездочку. Центральные персонажи - следователь Хюльдар и детский психолог Фрейя. Он потасканный неудачливый полицейский, вечно влипающий в какие-то истории; то рожу ему расквасят, то в харассменте обвинят*, то в должности понизят(однажды его повысили, но очень быстро об этом пожалели*). Она работает в социальной службе, живет в гетто в квартире брата-уголовника, отбывающего срок, и не без тревоги ждет его освобождения, потому как податься ей будет некуда*. Однажды Хюльдар и Фрейя познакомились в баре, напились и провели вместе ночь; Хюльдар представился каким-то там слесарем*, а под утро незаметно слинял*. Позже, когда Фрейю назначили в качестве психолога для помощи полиции, она встретила в участке своего одноразового краснодеревщика и с тех пор люто невзлюбила. А Хюльдар наоборот втрескался(хотя и спит с коллегой)*, поэтому в любом расследовании, где фигурируют несовершеннолетние, он старается привлечь консультантом именно Фрейю и навязать ей свое общество*.

-4

ДНК. 2014.
В собственной спальне зверски и причудливо убита женщина. На месте преступления найдено зашифрованное послание, но криптологи не могут его осилить. В живых осталась дочь убитой, она спряталась под кроватью матери и видела все происходящее. Но девочка находится в состоянии шока и не отвечает на вопросы. Биба(Хюльдар) пытается найти убийцу, который к его сожалению не планирует останавливаться на единственном трупе, а Боба(Фрейя) пытается вытянуть что-нибудь внятное из травмированного ребенка.

-5

Расплата. 2015.
Найдена капсула времени с предсказаниями, которую десять лет назад закопали ученики одной из школ. Кто-то из учеников наванговал смерть шести человек и даже указал их инициалы. Записку передают в полицию, но там ею разве что не подтерлись - у Бибы с его начальницей и так забот полон рот из-за нависшего над ними служебного расследования. И сразу же в Рейкьявике начинается серия убийств, а инициалы жертв совпадают с теми, что любезно предоставил анонимный школьник.

-6

Прощение. 2016.
В столице Исландии очередная кровавая баня, жертвами которой становятся подростки. Из кинотеатра похищают шестнадцатилетнюю девушку и всем подписчикам с ее аккаунта рассылаются непонятные видео, а спустя несколько дней находят труп девушки и лежащий рядом лист бумаги с цифрой 2. Аналогичная ситуация с еще одним пятнадцатилетним парнем - его похищают во время прогулки с собакой во дворе дома, рассылают клипы через снэпчат, а возле обнаруженного чуть позже тела нарисована цифра 3. Биба и Боба начинают вникать в обстоятельства дела и стараются понять где же сейчас находится жертва номер 1.

-7

Первые три романа цикла - типичные одноразовые триллеры а-ля Майк Омер, рассчитанные больше на молодежную аудиторию. Из положительных аспектов - культура и быт Исландии, огромное количество психологических ликбезов и сугубо национальных замуток(для любознательных читателей и расширения кругозора), а бонусом хорошо спланированные преступления и продуманные развязки(пусть и не без помарок). Присутствует юмор, но улыбнуться хочется не остроумной шутке одного из персонажей, а очередной нелепой ситуации или выходке Бибы - например, когда во время допроса в управлении полиции от редкой болячки умирает ключевой свидетель(прошу прощения, но у меня звездочки закончились еще на третьем абзаце). Структура цикла простоватая; книги можно было сократить в два раза и ничего особо не потерялось бы, но вместо этого мы наблюдаем бесполезную возню второстепенных персонажей или слушаем лекции про буллинг, и плюс от этого представляется только один - более подробное знакомство с малознакомой страной и ее жителями.

Рейтинг романа по версии crime fiction: 0 из 5

-8

Fейк Fакт: Ирса Сигурдардоттир начинала с написания книг для детей, но дети после ее книжек плакали и отказывались засыпать. Многие сюжеты из своего раннего творчества(например, о черном человеке с пылесосом) она в последствии удачно реализовала в криминальных романах цикла "Детский дом".

#современный_детектив_crime_fiction