Все мы когда-то были детьми. Но какие они сейчас? Мир изменился и продолжает меняться. Соответственно, и подрастающее поколение становится другим. Это люди иного замеса: новый сленг, клиповое мышление, многозадачность, поверхностное восприятие… Хорошо это или плохо? И так ли легко их понять? О переменах, которые произошли с малышами и школьниками за последние 20 лет, мы поговорили с членом Комитета ГС РК по образованию, науке, молодёжной политике и патриотическому воспитанию, директором Крымской республиканской гимназии «Консоль» Ларисой ГЕОРГИАДИ.
— Лариса Фёдоровна, говорят, современное поколение радикально отличается от предыдущих. Вы тоже так считаете?
— Да, дети совсем другие. Потому как живут в своём времени. То, что произошло в конце XX — начале XXI века, я имею в виду новые технологии, быстро начало всё менять. Даже малыши, которые ходят в детсад, уже отличаются от школьников. Такая мощная динамика. Соответственно, и формат обучения не может остаться прежним. Возникла необходимость внести изменения в Закон об образовании — и в первую очередь в вопросах воспитания. Это существенная поправка. Ранее считалось, что школа занимается только обучением. Духовно-нравственные задачи оставались на заднем плане.
За четверть века моей работы в гимназии «Консоль» тысячи ребятишек выросли на глазах. Теперь уже вижу детей наших выпускников. Можно сравнить, понять, где идём вперёд, а где отстаём. Казалось бы, алгоритм образования неизменен: учитель даёт знания — ученик их получает. Тем не менее до ребят приходится дотягиваться. Даже воспитатель в детском саду не справляется с тем, что его подопечные вытворяют в телефоне. Мы отстали, а подрастающее поколение шагнуло дальше — как будто с этими навыками родилось. Нашим ультрасовременным детям проще погуглить, чем донимать расспросами взрослых. Они обращаются на «ты» с разными техническими новинками, прокачивают весь вал информации. Но вникают ли? Скорее, хватают по верхам.
— Похоже, роль учителя тоже меняется?
— В каком-то смысле. Раньше учитель был всем — Богом в классе. Сегодня ребёнок пропадает в соцсетях, там же набирается всего, что надо и не надо. Роль преподавателя из главной превращается во второстепенную, чего никак нельзя допускать. В традиционной школе после изложения нового материала ученик его анализировал, запоминал, закреплял, выполняя домашнее задание. Для нынешних детей это слишком долгий процесс: они живут быстрее, мыслят и воспринимают иначе. Как ни крути, возникает необходимость в современных педагогических технологиях. Учащимся интереснее самим что-то изобретать, открывать, а учитель должен этому способствовать. Это высший пилотаж, конечно! Но верный способ удержать внимание. Когда сам выводишь какую-то формулу или правило — запоминается на всю жизнь. Так что задач у школы прибавилось. Ещё и каких! В связи с иными подходами к обучению появилось множество образовательных грантов, проектов, программ, которые дают возможность учителям подняться над своим прежним уровнем.
— Как найти общий язык с подростками? Наверняка, теперь ещё сложнее.
— Пожалуй. Поэтому надо всегда быть начеку. Все эти «ТикТоки», «Инстаграм», «Телеграм» могут обернуться неприятностями и неожиданностями. Взять хотя бы того же Навального и его влияние на молодёжь. Радует, что Крым в этом отношении более-менее благополучен. Хотя в последнее время тоже наблюдаются разные настроения. Общаясь с детьми, желательно быть с ними на одной волне, знать, чем интересуются, что смотрят. Классный руководитель — тот же психолог. Если хочет взаимопонимания с классом, должен знать особенности своих учеников, вовремя замечать, что с ними происходит, быть в курсе их виртуальной жизни. Сегодня педколлектив пополнился свежими кадрами (ни для кого не секрет, раньше образование целиком и полностью держалось на пенсионерах). Пришла молодёжь. Студенты после третьего курса имеют право преподавать в школе. И перемены не заставили себя ждать.
— Сегодня уже и педагоги общаются в соцсетях…
— При соблюдении определённых правил это нормально. Личный аккаунт учителя может стать важнейшим ресурсом — и для него, и для ребят. Легче обмениваться полезной информацией, организовывать встречи, готовиться к мероприятиям, поддерживать доверительные отношения, даже после выпуска из школы. Пройдёт много лет, и вы будете знать, как идут дела у бывших учеников. А ещё во всём нужна искренность. Дети остро чувствуют фальшь. Играть под них — напрасная затея. Недавно наши гимназисты-старшеклассники устраивали пижамную вечеринку. Долго готовились. А на самом мероприятии не выпускали телефонов из рук (на время уроков гаджеты сдаются классному руководителю). Старались всё заснять, ничего не упустить — иначе какой интерес? Вот и возникает вопрос: а где же общение? Как вернуть ребёнка в реальный мир, если виртуальный привлекает больше?
— Что посоветуете?
— Всё начинается с семьи. Папы, мамы — тоже с головой в телефонах. Даже учителя на уроках, бывает, позволяют себе уткнуться — когда класс чем-то занят. Хочется спросить у всего общества: кого мы воспитываем таким образом? Да, образовательные технологии рванули вперёд. Но контакта с детьми ничто не заменит. Учитель только тогда учитель, когда он что-то показывает, рассказывает, и на него смотрят дети. Сегодня после долгого перерыва (на какое-то время об этом напрочь забыли) в каждой школе, независимо, частная она или муниципальная, в программу обучения введены десять дополнительных предметов: хореография, музыка, домоводство, шахматы… Стали больше внимания уделять физкультуре — и не только занятиям на улице. Спортзалы вновь оснащаются оборудованием. Когда я училась в школе, мальчики работали в слесарных мастерских, девочки — в швейных. Всё это надо вернуть. Дети должны общаться, развиваться, наглядно видеть какие-то процессы — чтобы жизненно важные навыки были в голове, а не в телефоне.
— «Многозадачность» современных детей — это плюс или минус?
— Мы уже привыкли видеть такую картинку: ребёнок играет на компьютере, разговаривает по телефону, переписывается в чате, ещё и маме успевает ответить: «Не мешай!». Вот только результативно ли всё это? При выполнении сразу нескольких операций, когда внимание постоянно переключается, вряд ли можно на чём-то сконцентрироваться — к примеру, качественно выполнить домашнее задание. Что в этом случае делать? Всё просто и в то же время сложно. Больше проводить времени с детьми. Только терпение и умение договариваться могут изменить ситуацию. И не в седьмом или в десятом классе, когда уже кризис подросткового возраста стучится в двери. Лучше начинать с детского сада — с пяти-шести лет. Один час — за компьютером, один час — с книжкой, работа по дому, уход за животным, прогулка. Таким образом, вырабатываются полезные привычки. Мы, взрослые, сами виноваты — в какой-то момент потеряли ниточку общения с детьми. Это касается в том числе бабушек и дедушек. Общение с ними не заменит ничто. Моему внуку шесть. По субботам беру его к себе. Гуляем, смотрим мультфильмы, готовимся к школе, читаем (книги нужны обязательно: это 25—30 процентов интеллекта), собираем конструктор. Я — за наглядность, за совместное времяпрепровождение. Общение с детьми должно быть связано с реальной жизнью. Этого правила стараемся придерживаться и в гимназии. Виртуальные экскурсии и прогулки хороши, когда нет иного варианта. Часто ходим с ребятами в ботанический сад КФУ, бываем и в других местах Симферополя и Крыма. У нас есть что показать. Полуостров меняется на глазах.
— И всё-таки, какие главные цели ставите перед собой?
— Дети наполняют нашу жизнь особым смыслом. И нам, взрослым, нужно постараться не потерять их доверие. Если воспитывать — то своим примером. Ребёнок, который тебе не доверяет, — это уже другой человек. Времена меняются, а с ними целые поколения. Каждое новое должно быть лучше — умнее, творчески развитее, нравственно и морально сильнее. И если в основе воспитания будут традиционные духовные ценности: любовь к Родине, своей семье, ответственность за свои поступки, мы можем быть спокойны за будущее России и Крыма.
Беседовала Елена ЗОРИНА
Фото Игоря Охрименко, Валентина Гусева и из открытых источников