Компании, производящие препараты для укрепления иммунитета, могут увеличить продажи лекарств в ближайшее время. Анализируем лидеров рынка и потенциал к росту.
Ведущиеся в ЮАР исследования мутаций коронавируса дали первые результаты. Они показали, что появление новых штаммов связано с мутациями вируса в организме людей с ослабленной иммунной системой — прежде всего, онкобольных и ВИЧ-инфицированных, которые по тем или иным причинам не получают необходимую терапию.
Внимание южноафриканских ученых привлекли случаи длительного течения болезни. Так, одна женщина болела коронавирусом в течение восьми месяцев, и за время наблюдения вирус в ее организме претерпел около 30 генетических изменений.
Исследователи выяснили, что в организме ВИЧ-инфицированных пациентов, которые по различным причинам не принимают соответствующих лекарств, коронавирус может жить и активно мутировать на протяжении многих месяцев. Если гипотеза подтвердится, компании, производящие препараты для укрепления иммунитета, могут увеличить продажи своих лекарств.
Как выглядит рынок препаратов для повышения иммунитета?
По данным из нового отчета Grand View Research, ожидается, что глобальный рынок иммунного здоровья к 2028 году достигнет объема в $132 млрд, показав в 2021-2028 годах среднегодовой рост в 11,3%. Основным драйвером роста послужит широкое распространение инфекционных заболеваний, вызванных бактериями, грибками и различными паразитами. Кроме того, на фоне пандемии коронавируса отмечается рост потребления препаратов, нацеленных на укрепление общего иммунитета организма.
На рынке средств поддержки иммунитета представлены витамины B, С и D, мультивитамины, некоторые виды добавок (селен, цинк, пробиотики) и различные лекарственные травы. По состоянию на 2020 год чуть меньше трети рынка занимали витамины, порядка 27% — лекарственные травы и травяные экстракты. На остальные препараты приходятся более скромные доли рынка.
Наиболее быстрорастущий сегмент мирового рынка иммунодобавок — жевательные резинки. Он растет в среднем на 12,6% в год. Опережающие темпы его роста связаны с увеличением числа потребителей, которые заботятся о своем здоровье, но хотели бы употреблять нужные препараты в максимально простой и доступной форме.
В рамках этого обзора мы ограничимся рассмотрением основных игроков трех направлений иммунологического сегмента: компаний с высокоразвитым клиническим иммунологическим направлением, производителей препаратов против ВИЧ и поставщиков пищевых добавок для улучшения иммунитета на травяной основе.
Сегмент клинической иммунологии
Abbvie
Мировой лидер иммунологических препаратов клинического назначения — американская биофармацевтическая компания Abbvie (ABBV), специализирующаяся в области иммунологии, онкологии, вирусологии, нейробиологии и дерматологии. Выручка сегмента иммунологических препаратов Abbvie за 2020 год составила $22,15 млрд.
Johnson & Johnson
Иммунопрепараты Johnson & Johnson (JNJ) нацелены на борьбу с воспалительными заболеваниями кишечника, псориазом и ревматоидным артритом. Ведущий препарат компании Stelara принес ей за 2020 год $7,7 млрд, а в целом выручка ее сегмента иммунологии составила $15,05 млрд.
Amgen
Amgen (AMGN) — американская биофармацевтическая компания, выпускающая лекарственные средства для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, болезней костей, а также онкологических, неврологических, иммунологических, нефрологических заболеваний и различных воспалений. За 2020 год выручка ее сегмента иммунологии составила $7,19 млрд.
Сегмент пищевых добавок
Направление пищевых добавок для укрепления иммунитета представлено на американском фондовом рынке двумя брендами с многоуровневой маркетинговой системой продаж, выстроенной по принципу сетевого маркетинга.
Первая компания — это всемирно известная Herbalife (HLF) с капитализацией в $4,58 млрд, занимающаяся производством пищевых добавок на основе различных трав и минералов для поддержания естественной защиты организма на протяжении круглого года. Стоит отметить, что сегмент иммунодобавок не играет важной роли в структуре продаж Herbalife, поскольку ее основные продукты — это средства контроля массы тела, спортивное питание, БАДы и косметические средства.
Второй производитель пищевых добавок для укрепления иммунитета — Usana Health (USNA) из штата Юта. Основанная в 1992 году компания с капитализацией в $1,99 млрд менее знакома российским потребителям, чем Herbalife, но в ее линейке также преобладают продукты для здоровья и косметические средства.
Стоит отметить, что Usana смогла оправиться от корпоративных проблем, которые сильно повлияли на ее выручку в 2019 году, и ее котировки со второй половины того же года сохраняют устойчивую тенденцию к росту.
Лекарства против ВИЧ
Среди компаний-производителей лекарств против ВИЧ признанным мировым лидером остается Gilead Sciences (GILD). Исследователи компании разработали и запустили в продажу 11 лекарств для борьбы с иммунодефицитом и в данный момент разрабатывают новую линейку терапевтических препаратов против ВИЧ нового поколения.
Котировки акций компании сохраняют устойчивую тенденцию к росту с января 2021 года. В условиях локдаунов эти бумаги могут рассматриваться как защитные , так как во время ограничений они только растут.
Второй значимый игрок в секторе препаратов против ВИЧ — Bristol-Myers Squibb (BMY). Компания предлагает программы лечения ВИЧ, предназначенные для лиц с ограниченной платежеспособностью. В ее портфеле брендов препаратов против иммунодефицита — торговые марки Videx, Zerit и Reyataz.
В настоящее время акции обеих компаний демонстрируют боковую тенденцию. Корреляция продаж их препаратов с распространением Covid-19 пока не проявляется. Но если упомянутая выше гипотеза южноафриканских ученых подтвердится, в ближайшие 2,5-3 года мы можем ожидать роста потребления препаратов обеих компаний.
Сравнение показателей
Мы выбрали для сравнения по одной компании от каждого из трех перечисленных сегментов. Таким образом, мы сравним по мультипликаторам Abbvie, Usana и Gilead Sciences.
Самой дорогой из них по коэффициенту P/E и одновременно лидером по росту выручки оказалась компания Abbvie. А наиболее интересно из тройки по этим параметрам сейчас выглядит Gilead Sciences, которая обладает самым низким P/E, но при этом занимает среднюю позицию по темпам роста.
Судя по мультипликатору Чистый долг/EBITDA, проблем с обслуживанием долга не наблюдается ни у одной из этих компаний. Однако отношение обязательств к активам (L/A) у Abbvie превышает классическую норму в 60% и сигнализирует, что быстрое развитие бизнеса компании происходит именно за счет долгового рычага. Впрочем, и у Gilead Sciences эта норма немного превышена. Таким образом, хотя у обеих компаний показатель еще не вызывает опасений, его уровень все-таки немного настораживает.
Наибольшая рентабельность капитала (ROE) наблюдается у Abbvie. Это объясняется многочисленными патентами компании, которые она получила благодаря крупным инвестициям в научные исследования. У Usana и Gilead этот показатель на уровне среднеотраслевых значений.
На текущий момент акции всех трех компаний торгуются вблизи своих целевых уровней (target price).
Подводя итог, можно сделать вывод, что Gilead Sciences с учетом ее относительной стоимости, темпов роста выручки и долговых коэффициентов выглядит наиболее привлекательно среди рассмотренных компаний. Однако при инвестировании в любую из них стоит ориентироваться на срок от одного года, так как на текущий момент котировки всех трех акций близки к своим консенсус-оценкам.
Мнение аналитиков InvestFuture
По заявлениям южноафриканских ученых, коронавирус особенно активно мутирует в телах людей с ослабленным иммунитетом. Особенно выделяется на общем фоне группа ВИЧ-инфицированных больных, так как в ЮАР она наиболее многочисленна из-за нехватки препаратов и массового добровольного отказа от их приема. Именно в ЮАР был впервые замечен омикрон-штамм Covid-19. Впрочем, иммунитет ослабляет и множество других болезней: диабет, рак, туберкулез, ожирение. Показательно, что вирус штамма “альфа” был впервые выявлен у онкобольного в Великобритании.
На наш взгляд, широкое признание результатов исследований ученых из ЮАР будет способствовать росту спроса на препараты для повышения иммунитета в 2021-2028 годах. Мы ожидаем роста значимости этого сегмента фармацевтического сектора, увеличения потребления его продукции в расчете на душу населения и появления новых разработок. Все эти тенденции будут способствовать росту мультипликаторов сектора.
Аналитик Александр Холодов
InvestFuture.ru