Найти тему

Стратегическая сессия: дань моде или полезный инструмент?

Оглавление

Известный своей высокой эффективностью формат командной работы среди управленцев — находится на новой волне популярности. Вместе с членом Ассоциации Спикеров Санкт-Петербурга, экспертом по построению стратегии и автоматизации бизнес-процессов Сергеем Батановым разберёмся, что такое стратегическая сессия и чем она полезна бизнесу.

Сергей Батанов
Сергей Батанов

Начнём с основного определения. Стратегическая сессия — это формат мероприятия, в котором принимают участие в первую очередь собственники бизнеса и команда управленцев, также можно вовлекать и приглашать линейный персонал, ключевых клиентов и партнёров. На сессии обсуждаются основные задачи, цели, миссия и предназначение компании. В отличие от стандартных планёрок и мозговых штурмов, направленных на выполнение планов и стремлений компании, цель стратсессии — составить план не только финансовый, но и включающий дальнейшее развитие компании, её масштабирование и социальные цели.

Например, запросом для проведения формата может быть желание основателя выйти на международный рынок за ближайшие 3 года, оборот не менее 100 млн $ в год и иметь филиалы в 16 городах России и 3 за рубежом. Сессии предназначены для проработки комплексной стратегии, охватывающей все сферы жизни компании.

Для чего нужна стратегическая сессия

Формат предназначен для руководящих должностей, т.е. собственникам бизнеса и основным двигателям компании — директора, управленцы. Они должны охватывать как ежедневные функции, так и видеть перспективу и возможности компании в целом. Перед началом сессии необходимо определить следующие моменты:

  • установить основные приоритеты компании
  • сформулировать миссию и ценности
  • прописать реальные цели

Следующим этапом команда предоставляет модераторам все текущие операционные данные и информацию о располагаемых ресурсах компании для оценки реальных перспектив бизнеса. То есть разрабатываются только те решения, которые можно начать реализовать в этот же момент на основе проведённого независимого анализа.

Во время проведения сессии под руководством модераторов декларируется стратегическая карта развития компании, включающая альтернативы с учётом внутренних и внешних рисков.

Для руководства это возможность получить чёткую картину — куда и как движется компания, и какие действия нужно предпринимать. А также стратегическая сессия позволяет вывести на поверхность внутренние противоречия управляющих лиц и привести их к единому мнению.

Как внедрить этот инструмент в компанию

Для внедрения инструмента в компанию лучше всего обратиться к стороннему исполнителю. Конечно, в качестве модератора может выступить член руководящего состава, однако это может обернуться лоббированием интересов одной из сторон в ущерб другим. Внешний консультант будет оценивать ситуацию нейтрально.

Важно понимать, что специалистам стратегических сессий не обязательно изучать изнутри работу всех бизнес-процессов. Модераторы обладают универсальным набором инструментов, которые могут адаптировать под любой архетип бизнес-модели. Главная задача фасилитатора — провести предподготовку, собрать бриф, интервьюировать директоров для сбора информации. На основе полученных данных будет подготовлен сценарий стратсессии для предотвращения хаотичности в выработке стратегически важных решений и охвата всех сфер жизнедеятельности компании.

Классический план стратегической сессии

Для проведения стратсессии оптимально закладывать 2 полных дня с кофе-брейками и перерывами на обед. Классический план сессии выглядит так:

  1. Оценка текущей ситуации, знакомство с компанией. Бывает, что на этом этапе выявляются первые противоречия между директорами в видении ситуации и понимании общих перспектив.
  2. Поиск путей и возможностей. На этом этапе во время командной работы с модераторами разрабатываются решения для текущих проблем или новые векторы развития предприятия.
  3. Прорисовка дорожной карты. С помощью диаграммы Ганта фиксируются сформированные конкретные действия и контрольные точки, которые подробно расписываются на шаги.
  4. Фиксация договорённостей. На завершающем этапе происходит распределение ролей и обязанностей внутри команды. Это включает в себя план действий с указанием чётких сроков и показателей KPI.

Результат стратегической сессии — это пошаговый план действий для руководителя и его команды для нескольких вариантов развития событий: позитивный, стандартный и негативный.

Все участники сессии работают в команде, в процессе к обсуждению принимаются все мнения и позиции. На время стратсессии стираются рамки иерархии, благодаря этому после работы каждый чувствует свой личный вклад в развитие компании. Такой формат повышает мотивацию сотрудников, увеличивает качество работы и позитивно сказывается на сплочении команды.

С лёгкостью можно утверждать, что большинство современных компаний давно применяют этот инструмент стратегического планирования. Проводить сессии можно раз год, раз в 3 года и раз в 5 лет, в зависимости от окружающей обстановки и внутренних потребностей бизнеса.

Ознакомиться с полной информацией об Ассоциации и узнать больше об экспертах можно на сайте и в аккаунте Инстаграм.

#спикер #ассоциация спикеров спб #бизнес #стратегическое планирование #стратегическая сессия