Найти в Дзене

Необычное произведение тульских оружейников

Среди произведений русских мастеров по металлу особое место занимают работы тульских оружейников XVIII- н.XIX века. Оружие XVIII века часто имело богатый орнаментальный декор, и создававшие его мастера являлись прекрасными специалистами по художественной работе с различными металлами.

Многие тульские оружейники, помимо выполнения военных заказов, занимались на дому изготовлением «партикулярных», то есть гражданских, вещей из полированной стали с «алмазной гранью».

Ассортимент из изделий был необычайно широк: мебель, шкатулки, светильники, зеркала, чернильницы, табакерки, пуговицы, пряжки и пр. Лучшие из них служили предметом национальной гордости и хранились сначала в Кабинете редких вещей Зимнего дворца, а в XIX веке – в Галерее драгоценностей.

Фаворит императрицы Екатерины II, светлейший князь Г.А Потемкин был ценителем и коллекционером изделий тульских «златокузнецов». Неудивительно, что именно он принял решение заказать тульским мастерам изысканную решетку для апартаментов Екатерины II в Большом Царскосельском дворце.

Эта уникальная вещь входила в убранство Опочивальни императрицы.

Каминная решетка в Опочивальне
Каминная решетка в Опочивальне

Известно имя одного из мастеров, работавших над созданием решётки, - случай очень редкий в истории тульских ремесел. В именных указах императрицы об оплате счетов за работы по дворцу за 1782 году среди тульских мастеров упоминается Роман Гнидин. Сведения о нём скудны: последняя информация относится к 1805 году. Гнидин происходил из династии тульских оружейников и мастеров замочного дела, известной с первой половины XVIII до начала XX века.

Решетка из Опочивальни императрицы выполнена из стали с покрытием синим лаком, имитирующим воронение, и украшена эффектными деталями позолоченной бронзы. Её художественное решение и техника исполнения совершенно не характерны для работ тульских оружейников этого времени, визитной карточкой которых были «алмазная грань» и травчатые орнаменты, выполненные насечкой серебром, золоченой латунью или медью по гладкой полированной поверхности.

Тульские мастера были виртуозными исполнителями проекта, автором которого является петербуржский художник, бывший крепостной князя П.В.Тюфякина, а впоследствии профессор исторической живописи Гавриил Козлов.