Фигурное катание в России всегда было больше, чем красивый вид спорта. Футбол пробуксовывал, а вот фигуристы на мировой арене как-то сразу взяли высокую ноту и удерживают её скоро уже столетие. Это наш козырь, хитроватое «накось, выкуси!» высокомерному буржуйскому Западу. Поэтому за чемпионатами, олимпиадами, кубками следим, затаив дыхание.
В последние годы у нас солируют фигуристки-одиночницы. В профессиональных кругах их успехи связывают с тренером Этери Тутберидзе. Магия её имени оказалась настолько сильна, что главный телеканал России выделил для интервью с ней самое «смотрибельное» время, растянул разговор на несколько подач.
Человек она, конечно, сильный, властный. Эксперты говорят, в юности подавала надежды, которые перечеркнула травма. Возможно, отсюда природа её жёсткости. На мой взгляд, все эти её качества со знаком минус. Потому что как ветряная мельница она перемалывает юные судьбы. Лет с десяти её ученицы учатся творить чудеса со своим узеньким «селёдочным» тельцем. К 13-ти палочной муштрой доводят эту акробатику до совершенства. В 15—16 срезают купоны, выигрывая золото везде, где можно. А к 17-ти становятся никому не нужным отработанным материалом. И сколько бы Этери Георгиевна ни кивала на лень, метания, отсутствие стержня в характере учениц, выстраивается вполне чёткий ряд. Юлия Липницкая приехала в группу Тутберидзе из Екатеринбурга. Тренировалась, как каторжная. Посыпались победы. В 2014-м стала триумфатором Олимпиады в Сочи. Далее — неожиданный спад и забвение. Женя Медведева — та же схема. Алина Загитова повторяет судьбу предшественниц шаг в шаг. Теперь мы наблюдаем отставку Алёны Косторной, на очереди — Анна Щербакова.
Вдумайтесь, Юлии Липницкой сейчас всего 23 (!) года. Ирина Роднина в этом возрасте была в расцвете карьеры. А этот ребёнок давно позабыт-позаброшен. Медведева с Загитовой ещё на слуху. Первая — благодаря то ли роману, то ли не роману с популярным тик-токером Даней Милохиным. Вторая пытается примерять на себя роль спортивного комментатора. Выходит не очень.
— Когда спортсмен уже что-то завоевал и думает, что теперь он может тренироваться по-другому, что обращаться с ним надо по-другому, начинается конфликт, — откровенничает в телеинтервью Этери Георгиевна.
Мне кажется, лукавит. Поднять в воздух 25—30 кило в четверном тулупе куда легче, чем 50. С 17 лет девчонки начинают взрослеть. Наливаются бёдра, грудь, уже не получается бабочкой порхать надо льдом. В тренировках нужны иные подходы. Посмотрите на взаимоотношения гениального Алексея Мишина с Елизаветой Туктамышевой. И благодарная девочка демонстрирует пример парадоксального спортивного долголетия. А какое одухотворённое у неё катание! Зал перестаёт дышать. Тутберидзе же ставит на конвейер очередную худышку-фаворитку, выжимает все соки и переключается на следующую дышащую в затылок спортсменку.
И потом, если воспитанник «что-то завоевал и думает», на то рядом и поставлен взрослый человек, авторитет, чтобы поговорить, научить, подправить ненужные крены.
Великая Тамара Москвина, до сих пор растящая чемпионов, сказала об обсуждаемой нами ране так: «…Спорт-смен после Олимпийских игр — как скаковая лошадь после скачек, которую первым делом надо укутать, напоить и дать ей хорошенько отдохнуть. Понятное дело, что если вместо этого хлестануть лошадь кнутом, она поднимется и, возможно, сможет бежать ещё какое-то время. Возможно, даже быстро. Но потом упадёт и сдохнет. Поэтому конюху, в смысле — тренеру надо, прежде всего, понять: ты намерен идти со спортсменом дальше или нет? Если да, это требует большого терпения и больших сил». Она не назвала имени Этери Тутберидзе, но намёк довольно прозрачен.
Не знаю, придёт ли время, когда найдётся смелый человек и откровенно скажет в лицо хозяйке «кузницы чемпионов», в чём она не права. А пока… Камила Валиева, конечно, выиграет Олимпийские игры в Пекине. Но вспомним ли мы её в 2023 году? Не уверена. Таков почерк Тутберидзе.
Ирина ИВАНЧЕНКО