За прошлый год в Минское РУВД поступило около 150 заявлений по факту безвестного исчезновения людей. И не всех пропавших, к сожалению, удалось найти живыми. О том, куда исчезают люди и как преступники пытаются замаскировать смерть под несчастный случай, рассказал начальник отделения розыскной работы отдела уголовного розыска Минского РУВД Александр Коровин.
— Какая нагрузка сегодня ложится на службу розыскной работы?
— Задача сотрудников розыскного подразделения – розыск преступника, без вести пропавшего, идентификационная работа, связанная с установлением личности неопознанных трупов, а также розыск должников по гражданским и экономическим делам.
Сообщений о пропаже людей поступает довольно много. Люди уходят из дома, покидают больницы. Численность населения Минского района большая. К тому же на отдых сюда часто приезжают минчане: выбираются на дачу, за грибами и ягодами и, плохо ориентируясь на местности, теряются.
— Какие происшествия из последних вам запомнились больше всего?
— В 2019 году мы задержали иностранца на рынке в деревне Таборы. В 2017 году мужчина занимался мошенничеством: брал у людей деньги на закупку фруктов, овощей и вместе с деньгами скрывался. Преступник пользовался несколькими поддельными документами, удостоверяющими личность, поэтому найти его было проблематично. Даже в розыске он был под двумя фамилиями.
С 2008 года по 2021 мы искали наркомана, который занимался сбытом психотропных веществ на территории Минской области. За свои преступления ему грозила ответственность, предусмотренная статьей 328 ч.3. Чтобы избежать наказания, он долгое время скрывался за границей. По прибытию в Беларусь мы его и задержали.
— А если говорить о криминальных случаях?
— Порой убийство человека пытаются замаскировать под его безвестное исчезновение. Последний такой случай произошел в 2020 году. В деревне в Минском районе пропал мужчина. К поиску подключились сотрудники нашего отдела. Оказалось, что человека убили и для того, чтобы избежать наказания, закопали… В итоге мужчина исчез, а через какое-то время его родственник, который проживал в Минске, забеспокоился, что в течение полугода он не выходит на связь… Сразу поясню, что в работе с такими случаями есть определенные нюансы. Одно дело, когда преступление раскрывают по горячим следам. Совсем другое, когда с момента его совершения проходит, скажем, полгода. Тут уже появляются определенные проблемы в установлении объективной картины происходящего. Люди путаются в днях, месяцах. К тому же, нужно не только извлечь труп из места расположения, но и настроить людей на признательные показания. Это непросто. Но преступление все-таки было раскрыто. Человек, совершивший убийство, был осужден.
Если говорить в целом, то в последнее время на территории Минского района убийства, замаскированные под безвестные исчезновения, происходят редко. Случается, конечно, разное. Злоупотребляя спиртным, люди ссорятся, дерутся и это может приводить к разным последствиям.
В свое время я служил на Могилевщине. Там двое приятелей как-то повздорили и один убил другого из обреза охотничьего ружья. Труп спрятал под пол на веранде. Чтобы сложить тело пришлось подрубить сухожилья рук. Мы начали разбираться в этой истории, искать человека, в итоге обнаружили…
— Много таких преступников, кто до последнего отрицает свою вину?
— Люди разные. И если для одного кража — это адреналин, для другого — боль, которая тяготит. Человек мучается от совершенного. Ему надо только помочь рассказать о произошедшем.
В Беларуси как таковой организованной преступности нет. Да, люди собираются в группы, совершают преступления. Бывает, что несколько приятелей идут вместе на кражу. Но большинство преступлений все же происходит спонтанно, когда человек поддается эмоциям, желаниям и, например, берет то, что плохо лежит.
— Довольно часто люди теряются в лесу. Расскажите об этом.
— В сезон грибники выезжают за пределы Минска и, плохо ориентируясь, теряются. Причем это не только люди пожилого возраста, но и молодежь. С собой они не берут даже телефоны. В итоге не могут попросить о помощи. Иногда человека удается найти еще до того, как произошла трагедия.
В 2020 году в лесу заблудились так называемые «закладчики». Наркоманы поехали извлекать наркотики из схрона в заказнике «Прилепский». Их тела удалось найти только спустя три месяца, прочесывая территорию.
В целом я могу сказать, что неподготовленному человеку в лес лучше не ходить. Искать человека там непросто. В поисковых работах нам помогают бойца отряда «Ангел», военные.
— Как еще пропадают люди?
— Каждый сезон один-два человека исчезает на водоемах. В декабре прошлого года, к сожалению, уже произошла трагическая история. 14 декабря столичный житель поехал на Минское море в одиночку, чтобы порыбачить. Передвигаясь по льду, он провалился в воду. Рядом с его вещами мы нашли лунки, которые он подготовил… Вместе со спасателями и ПСО «Ангел» мы ищем мужчину до сих пор... Пока стоит лет, поиски усложняются.
— Молодежь и подростки часто попадают в поле вашего зрения?
— Буквально в прошлом году мы задержали подростка 2004 года рождения. Парень из неблагополучной семьи совершал кражи. Скрываясь от наказания, он даже выехал на территорию России. Родители подростка были лишены родительских прав. Можно сказать, что ничего хорошего в жизни ребенок не видел. Украсть что-то для него было обыденностью. Будучи в нетрезвом состоянии, он совершил хулиганство, из последних его «трофеев» – украденный самокат.
Многое, конечно, дети перенимают от родителей. Вспоминаю историю, когда женщина приехала в Минский район из Гомельской области, чтобы лечить сына в реабилитационном центре в деревне Аксаковщина. У ребенка был переломом позвоночника. Мама привезла его в качестве сопровождающего, чтобы ухаживать за сыном. Но алкоголь оказался важнее. И вот однажды, находясь в алкогольном опьянении, она заснула прямо в палате… Естественно врачей такой факт возмутил. Женщину попросили съехать. Она отправилась в столицу, долгое время бродяжничала, выпивала, пока мы ее и не нашли…
Автор статьи: Анна Халдеева
Автор фото: Анна Халдеева и носят иллюстративный характер