Сколько есть способов разбудить человека? Всегда ли можно себе позволить выбрать крик, для того чтобы мой собеседник проснулся?
Всякий человек обычно занят собой. Многочисленные случаи странной отправки груза некоторыми турецкими и киргизскими сотрудниками нашей фирмы с наемными водителями уже давно перестали кого бы то ни было удивлять. Дошло до того, что водителю вообще перестали давать адрес разгрузки и номер телефона приемщика груза на месте разгрузки. Говорят просто короткое и емкое слово: «Краснодар». Удивительно, но водители больше не задают никаких вопросов и молча везут с Красной Поляны в этот «Краснодар». Еще более удивительно, что, подъезжая к табличке на въезде в Краснодар, они находят телефоны более разговорчивых сотрудников и все же допытываются, куда же точно нужно везти груз. К счастью, до сих пор ни одна машина не потерялась.
Почему так ведут себя турки, киргизы, да и узбеки? Исследуя проблему, я обнаружил, что причиной такого поведения обычно является страх. Он проявляется странным образом. Желание быстро выполнить поручение начальника-турка выражается в том, что подчиненный ему киргиз принимает решение: меньше говорить и больше делать. Но говорить решает турок настолько мало, что становится невозможно понять, что же надо делать. Русские начальники не являются исключением для русских подчиненных – и от них можно ожидать странных указаний. Правда, русские чаще так делают не из-за страха, а из вредности – неуважения к своему непосредственному начальнику или непосредственному подчиненному.
Случаи с доставкой груза в наш адрес также не удивляют. Водитель, доставивший груз, настолько в себе, что не понимает, зачем ему рассказывать, где он точно находится, что привез, какой вес и в каком виде груз. Что мне самому себе нужно сказать, чтобы не сорваться в бесконечный крик по поводу бестолковости водителя?.. А можно ли включить собственную интуицию в подобных случаях? И нужно ли?.. Или все же терпеливо объяснять?..
«Я вот тут привез вам катушки… Стою на кольце…» – такими словами начинается обычно речь водителя, позвонившего мне по телефону. Поскольку такого рода информация поступает мне ежедневно раза два-три, есть опыт реагирования на нее. Вначале я объяснял, как проехать к тому месту, где я нахожусь. Когда выяснилось, что не всякий груз предназначен для нашего объекта и тем более не для нашей фирмы (бывало и такое, и не раз – возникает вопрос: как мой номер телефона попадает к водителям?), я стал задавать уточняющие вопросы. Вопросы, видимо, я задаю глупые, потому что все без исключения водители сильно нервничают, отвечая на них.
– А вы точно должны привезти груз в компанию N?
После получения утвердительного ответа начиналось выяснение, где то кольцо, на котором стоит водитель. Это самое простое, потому что кольца только два – Адлерское и кольцо возле КПП № 5.
– Что именно вы везете? Сколько мест? Какая машина? Вес груза общий и вес самого большого места мне тоже нужно знать. И есть ли пропуск?
Вопросов много. Я их задаю медленно, на каждый жду подробного ответа. Раньше я не понимал транспортные компании, которые такие вопросы пишут в своих анкетах. Как только я столкнулся с ситуацией, когда на перегрузку на КПП я отправил десятитонный КамАЗ-манипулятор, а груз составлял около пятидесяти килограммов, я решил всегда задавать вопросы по полному списку. Потом, на самом деле, неизвестно, нужен ли кран на перегрузку и сколько рабочих-грузчиков. Дело в том, что олимпийская стройка – объект режимный, и без пропуска ни человек, ни автомобиль не пройдет и не проедет. Перегрузку мы делали как раз недалеко от того знаменитого КПП № 5.
С переводом меня на другой объект, в Красную Поляну, звонков меньше не стало. Спокойный, доброжелательный голос дает возможность избежать ошибок и ненужных объяснений по месту выгрузки.