Найти в Дзене
Флориан Блэк

Классика хард-рока. Budgie: "Bandolier" (1975) - попугайчики и патронташи.

Пятый альбом валлийской хард-рок группы Budgie, названный "Bandolier" - "Патронташ", стал как бы квинтэссенцией первого периода их деятельности, ярко высветив как сильные, так и слабые места этого мощного трио. Конечно, и первые четыре пластинки у них были очень интересными, но Bandolier получился более продуманным и солидным релизом, без отклонений от магистрального направления. Кому-то может не хватить на нем маниакальных спид-металлических номеров вроде Breadfan, кому-то - акустических баллад. Но зато здесь нет разбросанности и провальных моментов, а звучание более плотное и основательное. Возможно, это заслуга нового барабанщика Стива Уильямса. Возможно, гитарист Тони Бурдж и басист Берк Шелли нашли правильный баланс для взаимодействия своих инструментов. А возможно, сыграло свою роль более грамотное сведение, ведь с 1973 года группа самостоятельно продюсировала свои записи и набиралась опыта по ходу дела. В любом случае, прозвучали Budgie фундаментально. На обложку была помещена

Пятый альбом валлийской хард-рок группы Budgie, названный "Bandolier" - "Патронташ", стал как бы квинтэссенцией первого периода их деятельности, ярко высветив как сильные, так и слабые места этого мощного трио. Конечно, и первые четыре пластинки у них были очень интересными, но Bandolier получился более продуманным и солидным релизом, без отклонений от магистрального направления. Кому-то может не хватить на нем маниакальных спид-металлических номеров вроде Breadfan, кому-то - акустических баллад. Но зато здесь нет разбросанности и провальных моментов, а звучание более плотное и основательное. Возможно, это заслуга нового барабанщика Стива Уильямса. Возможно, гитарист Тони Бурдж и басист Берк Шелли нашли правильный баланс для взаимодействия своих инструментов. А возможно, сыграло свою роль более грамотное сведение, ведь с 1973 года группа самостоятельно продюсировала свои записи и набиралась опыта по ходу дела. В любом случае, прозвучали Budgie фундаментально.

-2

На обложку была помещена картина художника Патрика Вудроффа (он же работал над оформлением второго альбома Judas Priest, о котором мы недавно писали). Трое всадников с головами волнистых попугайчиков, сжимающие оружие в руках, явно вышли на тропу войны. Действительно, музыку они играли вполне боевую.

-3
-4
  • Открывает пластинку хард-роковый боевик Breaking All The House Rules (Злостное нарушение правил внутреннего распорядка). Budgie нарушают правила, как положено, с шумом и грохотом, вступая быстрым и жестким риффом, на фоне которого барабанщик Уильямс то ли лупит по своей установке, то ли крушит мебель - сразу и не разберешь. Вокалист Шелли поет истерическим голосом, по-кошачьи повизгивая. Часто его сравнивают с певцом Гедди Ли из Rush, но мне кажется, что манера Шелли ближе к Робу Хэлфорду, хотя и без такого широкого диапазона. На бас-гитаре он играет медиатором, получая яркое атакующее звучание. Гитара Тони Бурджа без устали заполняет собой пространство - тяжела и неказиста жизнь хэви-гитариста, особенно если он один отдувается и за ритм, и за соло. Тони с честью выходит из положения, играя пусть и без особого блеска, но весьма внушительно. Единственный минус композиции - она несколько затянута и монотонна, из-за чего к концу приедается. На смену ей приходит Slipaway(Уходящий) - красивая грустная песня про опадающие листья, ускользающее время и всё такое. Классное гитарное соло исполняет Бурдж, а поёт Шелли с большим чувством. Отлично! Дальше нас ждёт неожиданный поворот: песня Who Do You Want For Your Love (Кто тебе нужен, чтобы влюбиться?) начинается как типичный регги, наталкивая на шальную мысль, что группа решила сменить музыкальную ориентацию. Однако спустя две минуты Budgie делают переход к излюбленному хард-року, хотя и с необычным ритмом. Шелли добавляет в голос рычащих ноток для пущей брутальности, а Бурдж издаёт протяжные трели на губной гармонике. Всё хорошо, но опять длинновато, а может, я просто излишне придирчив. Вторая сторона пластинки начинается песней I Can't See My Feelings, которая, как ни странно, местами напоминает мне Slade своими прямолинейными аккордами. Правда, там много переходов и инструментальных фрагментов, но в основе вещь проста и незамысловата. Тем не менее, Iron Maiden в 1992 году записали её, использовав в качестве би-сайда на одном из своих синглов.

Что касается Budgie, они продолжают свой альбом кавером на композицию Энди Фэйруэзера-Лоу под названием I Ain't No Mountain (Я - не гора). Звучит она в том же ключе, что и предыдущая, только снабжена прилипчивым припевом, отчего ассоциации со Slade только усиливаются. И завершает альбом более претенциозная вещь в двух частях Napoleon Bona-Part One и Napoleon Bona-Part Two. Что можно перевести как Наполеон Бонапарт Первый и Наполеон Бонапарт Второй, или Наполеон. Часть первая и Наполеон. Часть вторая. Собственно, о французском императоре в тексте говорится лишь вскользь, она посвящена личным чувствам и переживаниям. Первая часть - нежная мелодичная лирика под гитарные переборы (вот и долгожданная баллада!) А вторая обрушивает на слушателя настоящий трэш-металлический ураган с бушующей гитарой и галопирующей ритм-секцией. Недаром группу называли в числе своих вдохновителей Metallica и Megadeth.

Подводя итог, можно сказать, что альбомы Budgie, хоть и не пользовались таким оглушительным успехом, как Black Sabbath или Led Zeppelin, были, да и остаются, желанными приобретениями на полочку любого ценителя классического хард-рока. Что помешало им войти в первые ряды, трудно сказать. Пожалуй, специфический вокал не для всяких ушей годится, да ещё немного композиторского дара не помешало бы. Впрочем, в лучшие свои моменты эти ребята были просто неудержимы!

R. I. P. Burke Shelley!