Художники открывают нам глаза на мир. Иногда неведомый и далекий, а иногда будничный и близкий.
Но взглянув на него однажды их глазами, по-другому мы уже смотреть не можем.
У меня так случилось когда-то с работами Федора Петровича Толстого (1783-1873).
Началось знакомство с того, что я собирала материалы об одной из самых скандальных персон XIX века - авантюристе, игроке и дуэлянте Федоре Толстом-Американце, и все время натыкалась на информацию о его двоюродном брате - положительном Федоре Толстом - художнике, скульпторе, медальере, вице-президенте Императорской Академии Художеств.
Честно говоря, фигура последнего по сравнению с братом казалась не интересной, а его работы - медали, рисунки, силуэты на меня особого впечатления не производили. Да, они были выполнены мастерски, но, на мой взгляд, классически холодны, а потому скучны (уж, извините).
Так я думала, пока я не наткнулась на цветы Федора Толстого. В них я почувствовала удивительную для академического художника теплоту и нежность.
Их нельзя назвать ботаническими рисунками, хотя художник со свойственной ему скрупулезностью добивался полного сходства изображения с натурой.
При всей тщательности проработки и выстроености композиции - эти цветы свежие, живые. Благодаря копошащимся в них насекомым или чуть пожелтевшим листьям. Иногда эти работы называют обманками - капельки росы или воды выглядят так, словно их разбрызгали по листу бумаги.
На меня они произвели огромное впечатление своей безыскусной почти детской непосредственностью. Таким чистым ясным взором. Немного удивленным и восхищенным!
Мне захотелось сделать что-то похожее в фотографии.
Понимаю, насколько мои попытки выглядят жалко и неубедительно рядом с работами мастера,
привожу их лишь для того, чтобы показать, как я влюбилась в них когда-то.
И как мне захотелось вслед за художником "прославлять" красоту этих самых жучков-паучков и простых "деревенских" садовых цветов и ягод.
Когда меня спрашивают, зачем я сажаю в саду все эти разноцветные смородины и крыжовник, и полевые цветы, и травы, мне не хочется долго рассуждать об их пользе, биологическом разнообразии и тому подобных вещах, а хочется сказать - ну, разве вы не видите, насколько они красивы!
Да и для графа Федора Толстого - аристократа и художника, - эти работы были в первую очередь отдушиной, радостью. Вот как писал он о них в своих мемуарах:
"Какой медалью сообщу я другим развивающиеся мысли, мечтания мои при виде порхания резвого мотылька, то кружащегося около цветка, то гоняющегося за легкой бабочкой?
Каким рисунком выскажу я эту чистую радость, это светлое удовольствие, которыми наполняется моя душа и сердце в минуты, когда, отбросив все заботы, беспечно любуюсь я прелестью природы и в самых ничтожных ее произведениях…"
Интересно, что идея этих натюрмортов, возникла не где-нибудь, а во дворце в Царском Селе. В своих воспоминаниях Федор Петрович подробно рассказал, как императрица Елизавета Федоровна (жена Александра I) показала ему натюрморты с цветами французского художника. Похвалив их за эффектность, Толстой все же заметил, что художник хотел показать больше свое мастерство, чем красоту цветов. И вернувшись домой, он решил сам в первый раз нарисовать цветы.
"Сорвав небольшую ветку с двумя цветками и зеленью, я тот же час принялся ее срисовывать, но не акварелью, и не гвашью, и не на грунтованной бумаге, хотя тоже диковатого тона, приготовленной в Англии. Водяные краски, которые я употребляю для моих рисунков, почти все состоят из чистых природных корпусных красок, то есть различных охр, земель и химически добываемых из металлов и некоторых руд, и действую ими по принятому мною особому способу, который оказался особенно удобен для рисовки цветов и фруктов.
Через день рисунок был готов, и я отнес его императрице, которая, увидев его, очень хвалила и сказала мне, что она находит в моем цветке более жизни и верности с натурою. Такое заключение ее величества об моем в первый раз написанном с натуры цветке меня несказанно обрадовало, и я теперь в свободное время от сурьезных занятий буду писать цветы и фрукты".
А так же жучков, червячков, бабочек, стрекоз и прочую мелочь, которая по сравнению с героическими и историческими сюжетами других его работ, казалась абсолютно незначительной.
Но именно эти не "сурьезные" работы обрели популярность, пришлись ко двору императорскому двору, простенькие натюрморты охотно приобретали не только Елизавета Алексеевна, но и другие члены царской фамилии. Что позволило, кстати, художнику значительно поправить свое материальное положение.
А теперь о том, почему я вдруг решила написать о цветах Федора Толстого. Дело в том, что под Рождество я получила подарок с другого конца страны - из Владивостока от Ирины Крыловой. Это чудесный майский ландыш, который вышила ее дочь Катерина Снегурова. Прелестная изысканная работа.
И от него повеяло такой теплотой и нежностью, что невольно сразу же вспомнились и цветы Толстого. Мне захотелось их пересмотреть. А пересмотрев, поделиться всей этой красотой с вами.
Надеюсь, и у вас от этих работ стало немного светлее и радостнее на душе!
Спасибо, что дочитали до конца!
Буду рада вашим откликам, комментариям, лайкам!
Подписывайтесь на мой канал!