Лошади неотъемлемая часть нашего прошлого. Романтичный образ всадника, одерживающего славную победу верхом на четвероногом прекрасном друге прочно установился в массовой культуре. И всегда это благородный сеньор и его верный-друг конь, с которым они вместе прошли огонь и воду, терпели лишения и невзгоды и вместе радовались улыбке удачи. Реальность к сожалению (сожалению лошадей в особенности) была как это почти всегда бывает не столь идилична.
Есть конечно особые случаи, память о которых сохранилась в веках. Знаменитый конь Александра Македонского Букефал тому пример. Но в большинстве случаев конь был вещью (да, обычно именно "вещью") сугубо утилитарного толка. Были лошади породистые, дорогие, их дарили за службу, приобретали напоказ, как статусную вещь и без особых сожалений продавали, когда подступала нужда. Были и обычные трудяги. Лошадь была интересна только покуда оставалась в рабочем состоянии, и судьба захворавших, состарившихся, сломавших ногу была печальна. Случалось конечно, что кто-нибудь всей душой прикепал к лошадке, и личил и заботился... Но это редкость. Дело в том, что лошадь именно как средство передвижения или тяги была для многих такой же необходимостью, как сейчас автомобиль, при этом содержание ее стоило дорого. И в отличии от машин, ее нельзя просто поставить постоять под окнами или в гараж. Животное требует ухода каждый день. Большинство же аристократов, которым в основном и требовались лошади, вопреки расхожему мнению просто не могли себе позволить содержать сразу даже двух лошадей одновременно, одну, что бы на ней ездить, а другую потому что она хорошая и жалко. Да бедный, если не сказать нищий дворянин, младший сын, потомок разорившегося рода - обычное дело для средневековья и возрождения. Любимый конь - это почти всегда прихоть немногих богачей. И по мимо любимого всегда будут еще и другие, просто кони, дабы любимого можно было поберечь. Упомянутый Александр кстати сражался обычно верхом отнюдь не на своем любимце.
Особо же бездумно относились всадники к так называемым перекладиным лошадям. Эти лошади менялись на почтовых станциях постоялых дворах, иногда трактирах. Необходимость смены лошадей обуслааливалась большими расстояниями и необходимостью ехать как можно быстрее. Животное в какой-то момент выдыхалось, и ему требовался отдых. Всадник же не мог или не желал тратит время и просто в определенном месте оставлял одну лошадь и брал взамен свежую отдохнувшую, и так до следующей станции. Понятно, что особой заботой таких лошадок не окружали. Д'Артаньян во время своего срочного путешествия за подвесками загоняет несколькольких таких животных, и это обстоятельство Дюма приводит исключительно как иллюстрацию стремлениягероя исполнить поручение. Вот такой своеобразный каршеринг прошлого получается, вернее хорсшеринг....
При этом вклад, который внесла лошадь в историю человества сложно даже пытаться измерить. От сельского хозяйства до строительства и военного дела. Ни одна сфера жизни не могла обойтись без той или иной степени содействия лошадей. И тем не менее, большинство из этих животных проживали крайне тяжелую, лишенную заботы и тепла жизнь. Я вовсе не желаю судить людей прошлого. Подобные рассуждения их тогдашних повергли бы в крайнюю степень недоумения. Им просто не могло прийти это в голову. Жизнь ставила перед ними такие задачи, что и для сострадания себе подобным не всегда оставалось места.
Все же я не могу не радоваться тому, что наши нынешние средства передвижения не в состоянии испытывать боль и страдания. Впрочем знаю некоторых автомобилистов, которые со мной не согласятся, надо полагать)